n5.jpg (8507 bytes)

[ГЛАВНАЯ]



Сто строк по поводу ценных бумаг Народного банка

В отличие от предыдущих, собрание акционеров Народного банка по итогам прошлого года не получило достаточного освещения в масс-медиа. Что, собственно, естественно...
Хвалиться ему было нечем - дивиденды по сравнению с 1999 годом упали с 16 до 10,4 процента. Это вызвало многочисленные протесты акционеров, большинство которых, кстати - пенсионеры.
И в это же время заявила о себе брокерская контора "Азия-инвест", вознамерившаяся приобретать акции Народного банка по коэффициенту 2,1 к номиналу. Но она провела только залповую скупку, которая продолжалась неполную неделю. Конечно, продать ценные бумаги смогли лишь жители северной столицы, в том числе сами работники Народного банка, и близлежащих поселков.
Возмущенные акционеры из других регионов забили звонками соответствующий отдел Народного банка. Им порекомендовали обратиться к частному брокеру и даже дали телефон: он якобы по-прежнему согласен приобретать ценные бумаги Народного банка, но уже по коэффициенту 1,3-1,4 к номиналу.
Финансовая ситуация вокруг ценных бумаг Народного банка приобрела профиль авантюрного романа. Попытки найти фирму под вывеской "Азия-инвест" через телефоны 09 и 088 не привели к положительному результату. В брокерском синдикате ответили, что в их компьютерах "Азия-инвест" не значится. В Национальном комитете по ценным бумагам предложили сделать письменный запрос, на который, согласно закону, эта структура может дать ответ в течение месяца. Выручила "горячая линия" Народного банка, которая озвучила, наконец, телефон "Азии-инвест". Названивали в течение двух дней по номеру 53-28-30 - опять безрезультатно. По звонкам можно судить, что отвечает факс, поставленный на режим автоматической работы.
Итак, круг замкнулся. На себе, как говорится, убедился в непоколебимости банковской тайны: никто ничего не знает или не хочет, не может дать информацию. Приходится обратиться к доморощенному анализу.
Исхожу из очевидного принципа: брокеры, конечно, не дураки. Поэтому они не станут приобретать запросто, да еще по повышенным ставкам, низкодоходные акции Народного банка. Отсюда следует, что на их закупку поступила соответствующая заявка. Заявитель, в свою очередь, рассчитывает, что, вытеснив многочисленных пенсионеров - основных акционеров Народного банка, он сможет в обозримом будущем надеяться на более высокие дивиденды или другие финансовые привилегии, участвуя в качестве полноправного члена в управлении самым массовым и популярным банком Казахстана.
Из этого напрашивается рекомендация населению: не продавать брокеру акции в силу того, что сегодня они уже обеспечивают хотя и небольшой, но гарантированный доход, который в ближайшем будущем может возрасти. При продаже же своих акций люди теряют всякую возможность его получить.
Автор оставляет также надежду на беседу с председателем Народного банка и руководителем фирмы "Азия-инвест". С тем, чтобы изложить в прессе их точку зрения на создавшуюся ситуацию, а если последние приведут соответствующие аргументы, то изменить свою позицию, о чем и сообщить нашему читателю. Как известно, сами факты инвариантны, а их толкование - поливариантно.
Итак, мы готовы выслушать ваши контрдоводы, господа банкиры и брокеры.

Владимир ЧЕРКИЗОВ

В НАЧАЛО

Уважает ли правительство президента Назарбаева?

Когда этот вопрос мне задал коллега из Германии, я опешила. И, естественно, ответить однозначно не смогла. Не ищите здесь подвоха, сбора иностранным репортером компромата на наше правительство. Суть много проще. Знакомые мне немецкие журналисты, время от времени получающие с оказией газету БМ, задались целью выяснить правоту или неправоту издания в трехгодичной телефонной эпопее. Обратились за помощью к юристам. Естественно, немецким. А те отказались дать пояснения, мотивировав это тем, что, оказывается, некорректно проводить экспертизу правительственных и ведомственных постановлений и решений, которые преднамеренно вступают в конфликт с действующим законодательством.
- Это происходит, - резюмировал мой собеседник, - или от неуважения законов, или от незнания их и обстановки в целом, что, впрочем, равнозначно, или от неуважения к президенту страны, подписывающему законы перед вступлением их в силу. Но, возможно, таким образом создается предпосылка для смены режима...
Ну что тут скажешь? Что кухарки управляют государством? Кухарок ненароком обидишь, ведь на своей кухне - они мастерицы, малое домашнее правительство. А вот большое правительство, оно как в своей кухне разбирается? Тоже мастерски? Или с брачком? Кто оценит?
Говорят, цыплят по осени считают. А если яйца - болтуны, то каких цыплят ждать?
То есть, о каком этапном результате в развитии страны можно вести речь, если народу на обозрение представляются сырые, юридически безграмотные, порой невежественные документы. Около месяца назад, точнее, 11.07.2000 г. за N1051 вышло очередное правительственное Постановление "О концепции развития ремесленничества в Республике Казахстан".
Вчитайтесь.
И поймете, что этой бумагой перечеркнута вся богатейшая история промыслового дела в республике.
Можно только диву даваться безапелляционным суждениям составителей из правительства, заявляющих, что плановое хозяйство "... более полувека исключало ремесленничество из социальной и экономической структуры общества, а государственная власть вела жесткую политику на уничтожение ремесленников как социального слоя".
К сведению господ топ-менеджеров и прочих "гарвардских" мальчиков местного розлива: в народнохозяйственном комплексе СССР существовали три мощные отраслевые группы - бытовое обслуживание населения, местная промышленность, потребительская кооперация, велась производственная деятельность творческих союзов, основу которых составляли как раз ремесленничество, народные промыслы, художественно-прикладные работы.
Принимались постановления Политбюро ЦК КПСС, специальные решения Совета Министров по развитию этой сферы экономики. Так, развитие народных промыслов и ремесел малых народов Севера получило многочисленные льготы и дотации. Стимулировалось развитие ремесленнических артелей в местной промышленности, цехов кустарного производства и переработки сельскохозяйственного сырья в системе потребительской кооперации, службе быта.
Более того, достаточно было бы полистать подшивку "Литературной газеты", экономическую публицистику тех времен, чтобы узнать, что эти отрасли - служба быта, местная промышленность, потребкооперация - были отдушиной, островками свободного предпринимательства для инициативных и энергичных людей. Многие из них стали заметными фигурами и в новой экономике. Достаточно вспомнить уже легендарные имена Израиля Черкеса - председателя Меркенского райпотребсоюза, Султана Махмадова - "цеховика" одного из сельских райбыткомбинатов, Виктора Лопоту - работника точки общественного питания и многих других, составивших ныне костяк среднего класса в нашей стране.
Не потребовалось бы чиновникам изобретать "велосипед" и ломать голову над тем, как исполнить указание президента страны о приоритетном развитии малого и среднего бизнеса, если бы они посоветовались с аксакалами, сохранившими хорошую память и ясный ум, такими как А. Ховин, Н. Минин, А. Джомартов,
А. Шалваров, Е. Мухин, для которых нет секретов, как поднимать из руин мелкие производства, какие меры нужны для этого. Тогда было бы поменьше явных "ляпов", прямых экономических потерь, откровенной дискредитации действительно интеллектуала-премьера, в котором так нуждается наша экономика, изуродованная "крепкими хозяйственниками" и младо-тюрками.
Можно только гадать, кому из чиновников принадлежит авторство, и сколько бюджетных средств потрачено на подготовку этого "знакового" документа.
Начну с "Введения". Его главный лейтмотив: в Казахстане "созданы предпосылки и реальные пути развития ремесленничества". Чтобы понять ущербность этого тезиса, достаточно обратиться к экономической истории. Ремесленничество - это юность человечества. По мере перехода к более зрелым формам общественного производства ремесленничество как хозяйственный уклад подвергалось значительным трансформациям, пока не заняло своей ниши в экономике индустриально развитых стран. Они известны каждому мало-мальски сведущему человеку. Вспомните, в Алматы, областных и районных центрах проблемы сшить обувь на заказ - не было. А портнихи, работающие на дому? А вышивальщицы? А шорники, скорняки? Завод "Керамика" имел богатейшие "архив" и музей развития индивидуального гончарно-керамического производства в Казахстане. Многие единичные, ручные работы стали шедеврами прикладного творчества, завоевав множество призов на международных выставках. Но это в прошлом. На месте цехов - каток для прожигателей жизни и бар для них же. "Керамику" искусственно обанкротила не плановая экономика, а Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий. Банкротство же другого промыслового предприятия АО "Кемер" недавно удалось приостановить лишь благодаря личному вмешательству премьера страны.
А ручное ткачество - где эти мастерицы? Раньше приобрести ковер-гобелен или алашу не представлялось сложным. Только в Алматы было 3 или 4 художественных салона. Сюда сдавались для продажи разнообразные изделия ручного промысла. И резное дерево, и вышивка, и чеканка, и гончарные поделки, меховые вещи, игрушки в единственном экземпляре, вязание, кружева, кость, керамика, ручное литье... И это еще далеко не полный перечень художественного творчества нашего талантливейшего народа.
Соглашусь, сегодняшние топ-менеджеры тогда либо были в младенческом возрасте, либо овладевали премудростями за пределами страны - не помнят многого. Но есть же архивы, библиотеки, специалисты-профессионалы. Да и молодость, в конце-концов, разве уважительная причина показывать свое невежество на государственном уровне.
Наверное, многим известны крылатые слова Н. Макиавелли: "...правителю никогда не следует демонстрировать свое невежество, ибо любой подданный должен с почтением относиться к власти..." Но ведь правительство - это коллективный правитель, назначенный президентом. А публикуемые постановления - его коллективное лицо.
Массовая занятость в сфере ремесленнического труда, которую предлагает постановление - это индикатор ненормальности переходного этапа. Индустриальные рабочие, "синие воротнички" становятся ремесленниками в лихую годину, во времена разрухи, для того, чтобы выжить. Мы сами могли убедиться в эффективности этой организационной формы общественного производства, когда на потребительские рынки страны хлынул поток низкокачественных товаров, произведенных ремесленниками Китая, Турции, Индии, многих стран третьего мира.
Что мы хотим: чужой хлам заменить своим?
У ремесленничества, из-за экспансии нашего рынка продукцией для развивающихся стран, появился дурной оттенок. Слово стало ругательным, синонимом халтуры и халтурщика. Неужели чиновники так оторвались от жизни, что и этого не знают?
Воистину заплачешь ностальгически о времени, когда гусиным пером писали золотые мысли, не в пример сегодняшним гусиным мыслям, писанным золотыми перьями.
Гусиные мысли от малого ума. А ведь в нашей богатейшей стране очевидные резервы для развития малого и среднего бизнеса лежат на поверхности. Но их, дарованных матушкой-природой, и потенциала производственного промыслового капитала попросту либо не замечают, либо игнорируют.
Международная Экономическая Академия Евразии, привлекая ветеранов-горняков и геологов, подготовила предложения о развитии малого бизнеса в сфере недропользования. Так, по запасам россыпного старательского золота Казахстан намного превосходит легендарный Клондайк. Только в Южном Казахстане, переживающем глубокую экономическую депрессию, может быть занято более
100 тыс. человек с годовой добычей до 30 тонн высокопробного золота.
Страна надевает долговое "ярмо", занимая деньги на закупку оборудования для малого бизнеса, проводя почти безвозвратную раздачу "микрокредитов". А в это время многотысячный станочный парк простаивает или скупается проворным иранским, китайским и прочим бизнесменом буквально за тиыны, по цене ниже металлолома. Новые владельцы заводов и фабрик, купив по дешевке общенародную собственность, как "собаки на сене" ничем и никак не заинтересованы в техническом оснащении малого бизнеса даже на условиях лизинга, аренды. Для них недвижимость - форма консервации неизвестно как полученных денег, но отнюдь не начало производственного бизнеса. Это всегда было уделом профессионалов-производственников, высшей формой предпринимательской деятельности, пока недоступной вчерашнему лаборанту, мелкому брокеру, "наварившемуся" на сомнительных финансовых операциях, на спекуляции валютой, "Сникерсами", презервативами и другим товаром, залежавшимся на заморских барахолках, сезонных распродажах, гуманитарной помощи, не возращенных кредитах и других негативных сторонах первичного накопления капитала.
Это одна из причин, по которым, по большому счету, у нас нет и рыночной системы, и самой национальной экономики как целостного хозяйственного организма. В той же сфере обращения, где сколотили капиталы скороспелые нувориши и набобы, нет оптового звена, биржевой торговли, как неотъемлемых атрибутов рынка и эффективного государственного регулирования товарно-материальными потоками. В аграрном секторе становятся господствующими докапиталистические производственные отношения, не создающие условий даже для простого воспроизводства.
В обрабатывающей промышленности - депрессия и безвозвратная утрата уникального производственно-технического потенциала.
В малом и среднем бизнесе, включая крестьянские и фермерские хозяйства, - архаичные, малопродуктивные формы низкотоварной деятельности.
Как не посочувствовать главе государства, с досадой однажды воскликнувшему: "Если что и взять из прошлого, так это систему кадровой политики, проводимую тогдашней правящей партией..."
Неудивительно, что нефтяным кризисом, ставшим привычно-традиционным накануне уборочной страды, занимается лично премьер-министр, поскольку вице-министр энергетики, индустрии и торговли может оказаться не на уровне.
Какими принципами кадровой политики руководствовались
З. Какимжанов и С. Мынбаев, пересаживая из одного "высокого" кресла в другое своего однокашника - хронически больного человека?
То, что демонстрирует Агентство по госслужбе, устраивая "торги" по раздаче должностей мелких клерков, - это может произвести впечатление только на очень уж наивных членов нашего общества.
А передача части правительственных полномочий Минтранскому Постановлением Правительства N 1787 (25.11.1999 г.) - кем это заложено, для чего и из-за чего? Опять-таки, из-за элементарного невежества, незнания функций как правительства, определенных законом РК о нем, так и курируемых им министерств и ведомств. Но может, это диверсия против власти? Запланированная.
Если нет, то как могло получиться, что Постановление правительства N 1091 (06.12.1996 г.) противоречит сразу пяти (!) Законам РК - "О лицензировании", "Об иностранных инвестициях", "О недобросовестной конкуренции", "Об естественном монополисте", "О борьбе с коррупцией"? Устарело? Внесите изменения. Отзовите, в конце концов. Ведь своей ущербностью оно наносит ущерб стране. В результате - преднамеренное снижение уровня конкуренции, ползущие в сторону увеличения тарифы, изменение налогооблагаемой базы, сокращение поступлений в бюджет. Только ленивые издания об этом не писали, а нашим чиновникам от власти что в лоб, что по лбу - все едино. Помелькают на экранах с очередным "проектом века" или мобильными группами, и невольно вспоминается, как "пламенного" большевика Е. Лигачева "бросили" на агропромышленный комплекс. Популярнейшие тогда "Московские новости" ехидно прокомментировали его свершения на этом поприще: "Егор Кузьмич сельским хозяйством раньше вплотную не занимался. В новом и незнакомом деле он каждый раз делает для себя открытия, которыми щедро делится со всей страной..."
Рискнете ли Вы, Касымжомарт Кемелевич, принять предложения по "гамбургскому" счету оценить деятельность Ваших соратников по кабинету?
Эксперты Общественного фонда "Бюро интеллектуальной собственности" готовы безвозмездно произвести по заказу премьер-министра страны объективную и беспрецедентную оценку деловых и профессиональных качеств, интеллектуальных и личностных характеристик членов нынешнего правительства. Даже согласны пойти на некий коммерческий проект. За каждого чиновника, из согласованного с премьер-министром списка, добровольно согласившегося на тестирование, мы готовы оплатить по 10000 тенге в фонд "Кадровый резерв Президента страны", который мы с удовольствие создадим. Но, в свою очередь, отказавшиеся от тестирования должны, думается, внести свою лепту на счет ОФ "БИС" перечислением одномесячного заработка.
Не сочтите, господа, за дерзость, но предлагаемые вопросы продиктованы не чьим-то политическим заказом, а определены самой жизнью и взяты из писем и обращений наших читателей. Они интересуются, когда чиновники высшего уровня будут проверены на "детекторе лжи" для проверки качеств неподверженности коррупции? Эта мера широко используется в ряде цивилизованных стран. Исходя из этого:
1. Сможете ли Вы убедить акима Костанайской области У. Шукеева (газета БМ ни разу не смогла взять у него интервью!), а за ним и других акимов и министров, пройти независимую оценку их "коэффициента интеллекта" (IQ).
В. Школьника и С. Даукеева из этого списка можно исключить сразу.
2. Найдется ли гражданское мужество у госпожи Ж.