n6.jpg (8579 bytes)

[ГЛАВНАЯ]



Сто строк по поводу кочегарства

Кочегарит вахтовым методом уж много лет казахстанское правительство. Одна смена, вволю потешивши себя на государственном ристалище, заменяется другой - на время, но власть в аппарате не сдает. Пересаживается в очередное подзолоченное креслице. Чуть больше сусали, чуть меньше, а суть одна: возможность порадеть за себя любимого и ближних своих - всегда остается.

Прошло около двух недель с начала замены правительственных чиновников, но толки вокруг ситуации "Буркитбаев - Масимов" не прекращаются.
И не диво.
В кулуарах говорят, что, де, две дочери Серика Минаваровича уже на ПМЖ обосновались в Америке.
... Что развод с супругой фиктивный, и после ее защиты в Москве она присоединится к дочерям.
... Что сам Серик Минаварович в раздумье: то ли в Рим податься, кафедрой заведовать, то ли в Бельгию или Лондон, в подручные к старому приятелю Кажегельдину, то ли плюнуть на все интрижки и воссоединиться с семьей...
Ну как при таких обостренных жизненных обстоятельствах не привлечь освободившегося министра к популярной деятельности - советника президента. Даже если и на общественных началах.
Тем более, что советы - они ой как будут важны.
Во-первых: без компетентного руководства в Минтранском новую жизнь не вдохнуть. Г-н Кажегельдин, по инициативе, думается, самого Серика Минаваровича (вспомним его глобальные проекты века о присоединении к отрасли еще нефте- и газопроводов) сумел создать практически дубль-правительство. Двойника, под крышей которого обосновались авиа-, железнодорожный, автомобильный, речной, морской транспорты, дороги, телекоммуникации, "Интел", почта, Интернет, биллинг-центр с особыми функциями...
А Карим Масимов в этих сферах новичок. Где ему, языковому полиглоту, отличить щебенку от гравия, оптико-волоконную систему связи от обычных кабелей, "ЯК" от "МИГ"а, "Нурсат" от Агентства правительственной связи, теплоход "Ракета" от лайнера
"Н. Назарбаев"...
Серик же Минаварович за шесть лет вотчинства в этом деле, конечно, с помощью управляющего Казкоммерцбанком, поднаторел основательно.
Во-вторых: кому, как ни Серику Минаваровичу не знать (или и ему не дано?) направления денежных потоков в ККБ, которыми наши денежки куда-то далеко плывут. И куда идет прибыль от государственных пакетов предприятий, которыми управляет ККБ. Государство-то, кроме первоначальной премии-бонуса, от сдачи в аренду своих пакетов ничего не имеет. Как и предприятия.
В-третьих: поскольку прибыль от деятельности большинства отраслей, входящих в МТК, достается частному управляющему, думаю, Карим Кажимканович, имеющий базовое экономическое образование, сделает все возможное для передачи ее тому банку, чьими акциями он сам владеет, т.е. Народному сберегательному. Или добьется передачи прибыли в госказну. Не зря же президентом "Казахтелекома" предлагается кандидатура специалиста из Мингосдоходовов. Значит ли это, что в ближайшее время у авиации, ж.д. и т.д. поменяются и управляющий банк, и руководители?
Не была ли первым звонком этого покупка некоей "Азией-инвест" по повышенным ставкам низкодоходных акций Народного банка?
И чей это был заказ?
Уже не ККБ ли?
Или самого Серика Минаваровича, подозревавшего об изменении своего чиновничьего статуса?
Полагаю, ответы появятся скоро. Равно как и новые встряски. Власть - это не только мягкое кресло, но и болезнь сидящего в нем. Неизлечимая. С властью живут, за сладость обладания ею борятся, в крайнем случае - делятся.
В общем, кочегарят...
И никто не говорит: "Я больше не в силах на вахте стоять..."

Н.С.

В НАЧАЛО

Президента используют в борьбе за право стать олигархом

Место действия - г. Алматы,
Время действия - 1996-2000 гг.
Мало кто приходит во власть, чтобы послужить народу, чаще, чтобы нажиться. Была ли такая цель у Кажегельдина - мы не знаем. Но в любом случае, судя по его действиям, за которые Прокуратура РК предъявила ему, наконец, официальные обвинения: незаконное предпринимательство, сокрытие налогов, использование служебного положения и т.д., - нищим, как бывшие советские люди, Акежан Магжанович себя в будущем не видел. Человек сам творец своего счастья, и Кажегельдин в 1996 г. ковал свое будущее. Спешно. Он хорошо к этому времени изучил характер патрона. Шеф крут. Дойдут до него слухи о "бельгийских шалостях" премьера - самым мягким действом станет добровольно-принудительная отставка. А до этого надо успеть сделать как можно больше.
Для себя.

О чем тут просит Казкоммерц? Отдать ему в управление телекоммуникации?
Таков ли был ход рассуждений экс-премьера - нам не дано знать. Да и сам он вряд ли помнит подробности. Срок большой - все-таки почти 6 лет прошло с того времени, как он занял кресло-2 и пробыл в нем около 4 лет.
Всякий, приходящий во власть, комплектует или приводит свою команду, дабы было на чье плечо опереться. А Кажегельдин своим тылом сделал Минтранском, собрав под его крышей множество ведомств, бывших прежде самостоятельными. Получилось мини-правительство. Но не будет же это правительство обслуживаться в Минфине или Казначействе! Нужен свой финансовый орган.
И здесь подоспела приватная записка ОАО "Казкоммерцбанк" "Вопросы управления НАК "Казахтелеком". Она датирована 14 октября 1996 г. И ее оригинал, если в канцелярии премьера все в порядке, находится в архивах Правительства РК, если нет, пожалуйста, газета БМ N 15 за сентябрь 1998 г. Среди первоочередных мер, надо полагать, усиления своего могущества, частный банк предлагал следующее:
"... отстранение очевидных противников";
"... установление контроля над активами";
"... открытие главного счета в ККБ";
"... перевод остатков из почтабанка".
(Стиль, орфографию, абревиатуру оригинала сохраняем).
К этому времени Министерство связи Кажегельдин, вопреки мнению своего заместителя Н. Исингарина, уже превратил в департамент Минтранскома. Не без его же ведома, думается, счета предприятий железнодорожного транспорта и гражданской авиации были переведены в ККБ. И Кажегельдин накладывает визу "Согласиться. Повседневно контролировать каждый шаг этой сделки". Жесткое поручение бывшего премьера касалось тогдашних руководителей Министерства финансов и Госкомимущества.
Так началось уничтожение мощнейшего финансового органа телекоммуникационной отрасли. С момента своего образования в 1992 году до конца 1996 года АПБ "Казпочтабанк" считался одним из наиболее стабильных банков республики с разветвленной сетью филиалов по всей территории Казахстана. Он принимал самое деятельное участие в финансировании и кредитовании развития почтовой связи и телекоммуникаций, решении важнейших социальных задач отрасли, более 20 тысяч работников связи страны стали его акционерами. Но в тот момент ни о приватной записке, ни о визе Кажегельдина в "Казпочтабанке" ничего толком не знают. Доходят какие-то неясные слухи.
А 19 ноября 1996 г. они становятся явью. Президент ОАО "Казахтелеком", имеется в виду г-н Буркитбаев, ныне советник президента РК, - основной клиент банка - своим распоряжением обязывает руководителей всех подведомственных предприятий и организаций закрыть расчетные счета в АПБ "Казпочтабанк" и перевести в течение одного операционного дня денежные средства в ОАО "Казкоммерцбанк", хотя такое решение противоречило условиям генерального соглашения, заключенного 9 сентября 1996 года между банком и НАК "Казахтелеком". К тому же, постановления на этот счет, кроме просьбы об этом ККБ к Кажегельдину - не было. И здесь г-н Буркитбаев превышает свои полномочия. А что не превышать? Не скажу на предмет дружбы с Н. Субханбердиным, но с тогдашними членами правительства - Джандосовым, Аблязовым, Какимжановым и др. - она не ослабла со студенческих "московских" времен.
"Руководство ОАО "Казахтелеком" через средства массовой информации, пытаясь объяснить свой переход на обслуживание в ОАО "Казкоммерцбанк", заявило о финансовой несостоятельности и предстоящем банкротстве АПБ "Казпочтабанк", тем самым нанеся огромный материальный и моральный ущерб банку и его престижу. ... В результате этого произошли отлив вкладов физических лиц на сумму свыше 150 млн. тенге, досрочное закрытие депозитных счетов свыше 3 тыс. клиентов с остатками более 500 млн. тенге.
Эти и ряд других причин создали для АПБ "Казпочтабанк" форс-мажорные обстоятельства, которые привели к потере банком ликвидности и нарушению экономических нормативов, установленных Национальным Банком Республики Казахстан."
(Из обращения в Алматинский
городской суд акционеров АПБ)
Всего в течение месяца "Почтабанк", как конкурент ККБ, перестал существовать. А ведь на тот день главенствующим в его активах был государственный пакет - 47,4 процента акций. Следовательно, таким образом был уничтожен не просто кто-то, а конкурент - государство.
И действительно уже 14 ноября 1996г. Постановлением Правительства Республики Казахстан N 1388 Государственному комитету по приватизации поручается выставить для реализации обесцененный государственный пакет акций АПБ "Казпочтабанк" на фондовой бирже.
В течение длительного времени заявок от брокерских контор на покупку государственного пакета акций "Казпочтабанка" не поступало из-за существовавших в банке финансовых проблем.
Однако после обозначившихся реальных шагов по выправлению положения и достижения первых положительных результатов в деятельности банка на Центрально-Азиатской фондовой бирже 21 ноября 1997 г. государственный пакет акций был продан. Новым акционером и владельцем контрольного пакета акций АПБ "Казпочтабанк" стала фирма "ТАУ".
"... После завершения многочисленных процедурных вопросов лишь 24 декабря 1997 года моя фирма была включена в реестр акционеров АООТ "Казпочтабанк", что официально позволяло мне начать реализовать свои права собственника (купленный мной пакет акций является контрольным).
Вместе с тем Национальный Банк Республики Казахстан 5 января 1998 года (в первый рабочий день нового года) аннулировал лицензию на проведение банковских операций АООТ "Казпочтабанк".
Этот акт согласно статье 47 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" влечет принудительное прекращение (ликвидацию) деятельности банка как юридического лица.
В Алматинском городском суде по иску Национального Банка 16 января 1998 года было возбуждено производство о прекращении деятельности (ликвидации) АООТ "Казпочтабанк" в принудительном порядке".
(Из жалобы руководства фирмы "ТАУ"
в Генеральную прокуратуру РК)
Вот те и финт! Пока контрольный пакет был на бирже без движения - Нацбанк молчал, нашелся хозяин - в спешном порядке аннулируется лицензия. Почему? Кому-то было очень невыгодно возрождение банка, ведь начался процесс его финансовой стабилизации. Кто-то очень боялся, что банк обретет свои прежние позиции?
А что Закон "О банках и банковской деятельности"? Закон "О защите и поддержке частного предпринимательства"?
Они прежним руководством Национального Банка игнорируются полностью. И более. Действия его прямо или косвенно направлены на дестабилизацию "Почтабанка".
Во-первых, правление Национального Банка своим постановлением 26.02.97 (N 48) аннулирует лицензию в части привлечения свободных денежных ресурсов населения и предоставления банком кредитов. Следовательно, банк лишается возможности проведения денежно-кредитных операций и тем самым - источников дохода.
Несмотря на это, Нацбанк обращается в "Почтабанк" со штрафными санкциями и снимает с расчетных счетов средства клиентов.
В-третьих, без распоряжения ОАО "Казахтелеком" предписывает передачу остатка средств организаций связи ККБ в то время, когда не закончилось действие договора между "Почтабанком" и ОАО "Казахтелеком".
Думаю, нынешнему руководству Национального Банка, в частности, г-ну Марченко, стоило бы разобраться в последствиях неправильных действий своих бывших коллег. Конечно, все эти нарушения возникли под прессом давления экс-премьера Кажегельдина из-за особой "любви" к "Казкоммерцбанку", ведь и свои деньги он держал здесь, по крайней мере он так заявил на одной из пресс-конференций. Т.е., Кажегельдин использовал служебное положение. Но ведь есть и своя гордость у Национального Банка, есть законодательство, переступать через которое высоким должностным лицам - не к лицу.
Какова дальнейшая судьба "Почтабанка" и его главного собственника фирмы "ТАУ", сегодня знает только Национальный Банк. Но жалобы бывших клиентов, чьи деньги сгорели в одночасье, продолжают поступать и в СМИ, и в Прокуратуру, в суды, и самому Президенту. Вот одна из них: "... Я, Амиржанов Султанбек Амиржанович, 1923 года рождения, участник Великой Отечественной войны, инвалид III группы, положил на депозитный счет в Кокшетауском филиале АПБ "Казпочтабанк" личные сбережения и денежные средства своей семьи (всего от 9 лиц), ранее находившиеся в других банках, продал автомашину и скот, в общей сумме 85400 тенге, с целью увеличения суммы (за счет процентов) для постройки дома.
Однако, по истечении срока депозитного вклада, свои деньги я не получил, так как управляющий Кокшетауским филиалом АПБ "Казпочтабанк" заявил, что выдать мне вклад с процентами не может, ибо Национальный Банк РК своим постановлением N 4 от 5 января 1998 г. аннулировал лицензию АПБ "Казпочтабанк" на проведение банковских операций.
Неужели специально руководство Нацбанка РК выдает лицензии банкам второго уровня, чтобы после привлечения средств физических и юридических лиц через определенное время ликвидировать их. Средства народа, вложенные в эти банки, присваиваются, в итоге, мошенниками и жуликами, а правительство РК не защищает интересы народа. Ведь это финансово-политическая диверсия агентами влияния против казахстанского народа.
Спрашивается, к кому обратиться для защиты интересов таких стариков-пенсионеров, вообще граждан, рабочих, крестьян. Может быть в ООН?
Прошу Вас, уважаемый Нурсултан Абишевич, принять меры к руководству Национального Банка РК, чтобы оно решило вопрос о возврате лицензии АПБ "Казпочтабанк" и чтобы мы вернули свои вклады.
С уважением, С. Амиржанов г. Кокчетав".
Вот так, господа, один банк почивает на лаврах, удостаивается званий лучшего в стране и за ее пределами, клиенты другого обивают пороги в надежде вернуть свои крохи - жалкие 600 долларов с процентами. Кто их возместит этому старику? Кажегельдин? Руководство ККБ? И другим 20000 вкладчиков...
Кстати, под непосредственным контролем Кажегельдина осуществлялось банкротство и "Алматыэнерго", и АСКБ "Алатау", ГТС "Алтеба", института связи "Интел"...
Думается, к списку вышеперечисленных нарушенных Законов страны нужно добавить еще - "О недобросовестной конкуренции", "О борьбе с коррупцией", да и антимонопольного законодательства. К тому же, использование Кажегельдиным служебного положения для создания благодатных условий деятельности "Казкоммерцбанку" подпадает под действие ст. 308 Уголовного кодекса РК, недавно вошедшую в перечень статей коррупционного плана. И действия "Казкоммерцбанка", явившегося инициатором приватной передачи ему в управление ОАО "Казахтелеком", мало назвать некорректными. Скорее - это прецедент, по которому сегодня строится искусственное банкротство и "отстреливаются" конкуренты.
В эту грязную интригу волей или неволей включается пресса. Мало кто из СМИ может позволить себе отказаться от богатой рекламы. А ведь за ней стоит либо одна из борющихся сторон. Либо - лица из верховной власти, лоббирующие эту сторону и дружественные к хозяевам издания. Посчитайте, сколько раз в "Караване", например, менялись хозяева, сколько раз, как флюгер, газета меняла свое мнение касательно деятельности того же г-на Буркитбаева или экс-премьера Кажегельдина, или...
Таким образом, борьба за право любой ценой стать олигархом подкрепляется дезинформационной войной.
Совсем свежий пример.
Недавно в "Московском комсомольце" - казахстанский вариант - появилась перепечатка из бельгийской газеты Le Soir (22 июля 2000 г.) "Император Казахстана" с подрубрикой "этой троицей из республики Казахстан интересуется бельгийская полиция".
Цель статьи - 1. Противопоставить Фаттоха Шодиева (в статье Патоха - Н.С.) - объявленного автором Императором, - президенту Казахстана, де мол, у Назарбаева есть конкурент... Разозлить лидера страны и всего мусульманского мира;
2. Обелить экс-премьера Кажегельдина. Оказывается, денег у последнего не было, и бельгийскую собственность казахстанского чиновника оплатило, вроде как, руководство Евразийской группы: Шодиев-Ибрагимов-Машкевич. Так, по крайней мере, прозвучало в переводе, якобы со слов Шодиева...;
3. Опорочить Евразийскую группу, соперничающую с ККБ за право управлять энергосетями южной столицы. Вот доказательство: "(цитирую по "МК") "Трактебель" покидает Алматы, бросает на произвол (!? - Н.С.) энергетику и водоснабжение города, которые обеспечивают жизнь 2,2 миллиона человек. Кто же берется все вернуть и управлять предприятием?"
Не знаю, как у других читателей, у меня, по крайней мере, появилось ощущение, что казахстанский вариант МК кем-то перекуплен. Тянет душком явной заказухи, уши которой торчат где-то в Бельгии.
Цель статьи подкрепляется и домашней разработкой. Президенту подаются дезинформационные сведения, в которых Евразийская группа фигурирует чуть ли не как самый злостный неплательщик налогов в Казахстане. И президент все это озвучивает - не будет же он, в самом деле, сверять цифры своего выступления и отчетные ведомости. А что на деле далеко не так, как это преподносится, нет дела никому. В том числе и главному сборщику налогов Зейнулле Какимжанову. По крайней мере, опровержения от него о "вкравшейся описке" мы не услышали и по сей день. А может, "деза" была запланирована Агентством по маркетингу, создаваемым в Мингосдоходов специально для введения в заблуждение президента страны? Как то бы ни было по существу, а статистика гласит, что при обороте в 72,6 млрд. тенге у ЗАО "ЕГ" - налог составляет 12,5 млрд. тенге, у Шеврона при обороте 151,2    - 7,4; у Казмыса - 70,7 - 1,2; у Испата - 69,3 - 2,5.
Так кто же злостный неплательщик?
Лукавит, ох и лукавит Зейнулла. Только вот зачем? Неужели по заказу?
... Точно так же, как кому-то не давали покоя результаты деятельности АПБ "Почтабанк", не дает сегодня покоя и работа ЗАО "Евразийская группа". Причем, явно в этой нечестной игре как и прежде - исподтишка используют самого президента.
Прилично ли это?
Порядочно?
Законно?

Нина САВИЦКАЯ

В НАЧАЛО

Клеркизм равен СПИДу

Клеркизм - это термин, выработанный в результате анализа как развитых, так и переходных экономик. Он означает, что важнейшие государственные мероприятия принимаются на уровне самых низших клерков из министерств и ведомств.

Наши граждане, не искушенные в управлении, задают зачастую простейшие, но имеющие, в их понимании, важное значение, вопросы типа: как налоговой инспекцией может командовать медицинский работник? По мнению ведущих специалистов Евразийской академии, такие вопросы просто беспочвенны.
Возьмем абстрактный пример: на должность министра доходов назначают дядю Амана. Утром ему на стол ложится бювар с документами, требующими обязательного исполнения. Сам министр с такой грудой бумаг, естественно, справиться не может. Поэтому он распределяет их по департаментам. Таким образом, функция министра заключается в том, чтобы определить, куда какой государственный документ направить.
Но вернемся к бумаге. Она спускается все ниже и ниже - до клерка, который в этом вопросе знает хоть какой-то толк. Он и пишет свое заключение, которое идет наверх и обрастает различными дополнениями и замечаниями. Финишный этап - документ ложится на стол министра, который просматривает все подписи и визирует окончательный текст.
И вдруг, представим себе такой случай, этот указ или наказ не соответствует действующему законодательству или вызывает общественное возмущение. Кто виноват? Министр тут же заявляет, что его подставили, и, безусловно, прав. Рядовой клерк также снимает с себя вину в силу того, что подготовленный им первоначальный текст ни в коей мере не соответствует окончательному варианту. Такова техника рождения чиновничьей безответственности. Причем, каждый соавтор документа работал с полной нагрузкой и, таким образом, виноваты не министр и не рядовой клерк, а система, которую они обоюдными усилиями создали и благодаря которой все благополучно существуют.
Такие теоретические выкладки, естественно, обретают доказательность, если подтверждаются примерами. В Постановлении "Об утверждении единого подхода к разработке программ Правительства РК" есть положение: "Индикативные планы определяют государственную, социально-экономическую политику на среднесрочную и текущую перспективу, направленную на комплексное решение существенных проблем и поэтапное достижение стратегических целей". Другими словами, уже в этом программном документе телега ставится впереди лошади. Возьмем в пример Министерство энергетики, индустрии и торговли. В этом ведомстве проблемами нефте-газового комплекса занимаются аж два вице-министра - господа Копаров и Бузумбаев. А каков результат "деятельности" этих руководителей? В стране, которая может хоть до ушей залиться нефтью, растут цены на бензин. Почему? Потому что наше нефтепроизводство захватили оффшорные компании. Только из-за занижения трансфертных цен государство, а значит и народ Казахстана, потеряли в прошлом году 1,2-1,8 млрд. долларов США, в первом полугодии нынешнего - 0,6 млрд.
Вот какой ущерб мы имеем в силу того, что государственные решения принимают клерки, а не государственные политики. Коррупция, о которой все твердят, не более чем цветочки в этой системе, где сапоги тачает пирожник, а пироги печет сапожник. В итоге на внутреннем рынке цены на энергоносители поднялись на 30 процентов.
Во всех странах знают, как развивать государственное предпринимательство, как избавиться от засилья чиновников, т.е. клерков. Достаточно организовать биржевую торговлю: горят табло, на которых видно, сколько предлагают за лот нефти, зерна, свинца. Правительство Казахстана не против этого метода торговли, и потому разрешило к продаже на бирже ... сухосоленые и мокросоленые кожи и мытую шерсть. Весьма "богатый" ассортимент... Все остальные ценности страны - ее недра, леса, фауна и флора - реализуются по прямым договорам. Плюс к этому еще банковская пайка на сделки.
Советский Союз в свое время отгораживался от всего остального мира "железным занавесом". Бывшие партийные функционеры и их новоиспеченные ученики этот принцип усовершенствовали - они опускают "железный занавес" перед собственным народом.
Наше отставание от стран дальнего и ближнего зарубежья все более возрастает. В России принят самый прогрессивный в СНГ налоговый кодекс, на его основе наш северный сосед в ближайшие месяцы сверстает рациональный государственный бюджет. Казахстан же будет продолжать жить по старым финансовым канонам, за рубеж опять утекут немалые наши средства, республика, по сравнению с ближайшими соседями, отстанет еще на один год. Структурный кризис в экономике углубится.
Клерковская модель реформирования потерпела у нас фиаско - чиновники в кабинетах не нашли ни одного рационального решения. Почему бы тогда не применить японский вариант: пятилетние планы в этом государстве, не имеющие никакой юридической силы, выполняются только потому, что правительство, крупнейшие концерны, профсоюзы Страны Восходящего Солнца заранее договариваются, что и как делать. Вот уже и президент России В. Путин посоветовался по аналогичным проблемам со своими финансовыми воротилами. Может быть, и нашим олигархам стоит отказаться от мелкого подкармливания клерков госаппарата, весомо заявить о себе и потребовать разговора за "круглым столом" с высшими чинами страны, не забыв пригласить на такую беседу и действительно независимые профсоюзы?

Владимир ЧЕРКИЗОВ.

В НАЧАЛО

И ваша квартира - элитная

Налог на квартиры алматинцев в последние годы вырос значительно, хотя по мере определения физического и морального износа он должен снижаться. В чем дело? В манипуляциях с переоценочными цифрами. Этим в южной столице ведает РПГ "Центр по недвижимости". Рассказывает Анатолий ЕРЕМИН.

ВЛАСТЬ - ШУЛЕР?

Создавшуюся ситуацию работники Центра объясняют инфляцией и тем, что стоимость недвижимости была прежде явно занижена без учета конъюнктуры рынка. Потому, де, в позапрошлом и прошлом году пришлось заметно поднять оценочную планку. Причем, в основном на престижное, улучшенное жилье, а окраинные "спальные" районы "пощадили". При этом учитывался так называемый регулирующий коэффициент, по которому и определялась цена объекта в зависимости от его местоположения, этажности, конъюнктуры рынка.
Сразу заметим, что состояние жилья при установлении его стоимости определялось не фактической проверкой, а по старым архивным данным, то бишь без учета его обветшалости. И еще - от величины стоимости жилья налог берется по нарастающим процентам. Скажем, с квартиры, оцененной Центром в 1000000 тенге, берется налог в размере 0,1 %, в 2000000 - нарастает до 0,15 %, в 3000000 - до 0,2 % и т.д. Одинокие пенсионеры и другие льготники освобождены от оплаты части стоимости, равной одной тысяче расчетного показателя.
Вроде бы, такой порядок не должен вызывать сомнений. К тому же, руководители Центра ссылаются еще и на Указ президента от 24.04.95 г. "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", на методику горакимата, Закон "О жилищных отношениях", где, мол, четко сказано, что "стоимость жилища - рыночная стоимость..." Правда, не договаривают, что эта стоимость - "наиболее вероятная денежная сумма, за которую можно продать жилье на дату оценки между продавцом и покупателем". Такое лукавство и ведет к произвольной оценке жилища, хотя владелец и не помышляет его продавать.
Что это - юридическая несостоятельность? Едва ли. Скорее, законоисполнительное "дышло", которое можно повернуть куда угодно. Как тут не вспомнить юридический казус: "Казнить нельзя помиловать".
Недавно мне довелось присутствовать на заседании экспертного совета при департаменте Алматинского городского антимонопольного комитета, на котором директор вышеназванного Центра Э. Керимшеев информировал о работе вверенного ему предприятия. Отвечая на вопрос по поводу недовольства населения, он высказал весьма любопытную мысль: "Каждый стремится платить поменьше - это нормально; государство хочет взять побольше - это тоже нормальное явление".
Выходит, игра по этим правилам заключается в том, кто кого обманет? Если так, то, поверив уважаемому во власти Эрику Кулмановичу Керимшееву, можно устыдиться за нашу родную власть, которая преподносится им в качестве шулера.
ОЧЕНЬ СМЕШНЫЕ ЦИФРЫ!
Но если в целом горожане высказывают недовольство ростом налогообложения в то время, когда покупная цена жилья в связи с переездом правительства и прочей денежной элиты в новую столицу упала вдвое и продолжает катастрофически снижаться, то жителей, точнее - простолюдинов Медеуского района - "платежки" на принадлежащие им квартиры повергли в шок. Им "выписали" суммы, в несколько раз превышающие налог на такое же или лучшее жилье по-соседству в центре, через улицу, в других районах. По сравнению с позапрошлым годом он вырос в 8 раз! И речь идет о старых кирпичных и панельных многоэтажках, хотя, по утверждению переоценщиков, это коснулось только "престижных" квартир.
Для примера приведу свою 96-квартирную панельную двенадцатиэтажку по ул. Айтеке-би, 50, потому как сохранил давнишние платежные извещения и другие документы. Еще потому, что Э. Керимшеев на том экспертном совете тоже упоминал этот взбунтовавшийся дом в качестве примера для "объективной" переоценки.
Так вот, в 1993 году оценочная стоимость однокомнатных квартир равнялась до денежной реформы - 18 тыс. рублей, двухкомнатных - 27,7 тыс., трехкомнатных - 38 тыс. и четырехкомнатных площадью
79,6 м2 - 46 тыс. С введением национальной валюты (500:1) 4-комнатная квартира стала стоить... 92 тенге. На сегодня - смешная цифра. Но тогда квартира стоила именно столько. Последующая девальвация тенге должна была скорректировать цену, чтобы она соответствовала рыночной конъюнктуре и возможностям налогоплательщиков.
К сожалению, здесь взяла верх конъюнктура чиновника, которому наплевать на возможности ставшего нищим из-за проводимых реформ населения. В результате уже в 1998 году стоимость четырехкомнатной квартиры возросла до 1,2 млн. тенге, а в 1999-м - сразу аж до 2,7 млн. Более чем в 30 тысяч раз! А налог соответственно поднялся только за два последних года в 8 раз - до 4 тыс. тенге. Аналогичный рост и по другим квартирам. Выходит, мы ежегодно чуть ли не девятикратно выкупаем собственное жилье, не считая платежи за умопомрачительные по стоимости коммунальные услуги.
Кстати, когда жильцы начали протестовать против такого произвола, Центр все-таки прислал к ним своих ходоков, чтобы как-то "повлиять" на бузотеров. И эти визитеры притворно удивились: да, мол, промашку дали - дом-то, оказывается, панельный. Будто таких данных в компьютере нет. Но я их сам накануне видел. Формально заглянули в две квартиры, отказавшись от просьб жильцов осмотреть проржавевшие за 18 лет инженерно-сантехнические системы, и подняться на несколько этажей по лестничному маршу, куда не проникает свет, так как при сооружении дома забыли про окна. Впрочем, меры были... приняты. Изменили стоимость квартир с таким расчетом, чтобы снизить налог на 25 %. Это из 250 %, надбавленных только за последний год!
Из кирпичного дома кварталом выше мне звонили, что им прислали налоговое извещение аж на 10 тыс. тенге на семью. Обращались и другие с просьбой обнародовать фокусы оценщиков. Трижды пришлось выступить с критическими материалами в республиканской печати, опровергать данные Центра о повышении налогов в районе, якобы, всего на 130-140 %.
Между прочим, Керимшеев успокаивает медеусцев тем, что, мол, "крутым особнякам" приходится платить куда больше - по 200 тыс., а то и по 1000000 тенге. Насколько это правда - неизвестно, потому как такие адреса хранятся в тайне. По-видимому, есть что скрывать.

НЕЛЕПЫЙ СТАТУС

На все претензии Э. Керимшеев отвечает заранее подготовленным текстом, в котором главной причиной "залповой" переоценки жилья называется "престижность" района, "часть которого приходится на центр Алматы с развитой инфраструктурой, объектами торговли, увеселительными и зрелищными заведениями". Не случайно, де, здесь выросли элитные коттеджи.
Такая же справка отправлена в Минюст на его запрос после публикаций в печати. Неужто и там поверили? Возможно, министр Б. Мухамеджанов принял отписку за чистую монету. И поэтому отмолчался...
Едва ли верит в свои "доводы" и сам директор Центра. Он скорее делает вид, будто не ведает, что в соседних с Медеуским районах, занимающих примерно такую же часть городского центра, - та же самая инфраструктура, транспортные и прочие коммуникации, такие же рестораны, казино и разные дансинги. Парадокс в том, что на жителей здешних многоэтажек за это соседство не навешали лишний оброк, а вот медеусцев удостоили...
Почему? Да потому, что по чьей-то прихоти за этим районом Центр учредил статус "элитного". Какая-то нелепица! Кто уполномочил официально - горакимат, маслихат, Минюст? Есть ли хотя бы чье-то печатное решение? Если - да, то почему оно не обнародовано в СМИ?
И как издевка воспринимается философское кредо Керимшеева из той же справки: "Центр работает на бюджет страны. Нам глубоко небезразличны огорчения и тревоги, которые испытывают инвалиды, пенсионеры, малоимущие семьи. Но при расчете стоимости жилья социальное положение субъектов налогообложения учитываться не может. Пятак, если без эмоций, одинаков в руках нищего и банкира... Гражданин должен иметь ту недвижимость, налог на которую он способен осилить".
А если налог абсурден? Да и с какой стати оплачивать чей-то цифровой бред?
И еще один любимый пассаж Керимшеева: "Налогоплательщиков пугает означенная в платежных извещениях сумма. Но если разделить ее на число месяцев в году, черт перестает быть размалеванным. Жаль одного: налоговики не разъясняют, что можно платить по частям". Будто от чертовского деления на 12 выплата на столько же уменьшится. Да какая разница, пожимают плечами люди: деньги-то из семейного бюджета те же, отдавай хоть разом, хоть по частям. Не исключено, что скоро нас начнут учить еще одной премудрости по коммунальным тарифам: хотя бы мысленно разделите в платежке 3-4 тысячи тенге на 30 дней месяца - и получится всего-навсего по 100-133. И тоже черт перестает быть "размалеванным". Вот такой фокус-покус.

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

Беда в том, что глава Центра, прекрасно осознавая творимый произвол, все-таки настаивает на том, что все делается правильно. И не желает прислушаться ни к каким альтернативным доводам, оберегая "честь мундира". А ведь еще в 1997 году депутат Т. Квятковская предлагала два варианта оценки жилья ("Начнем с понедельника", 16.10.97): один, когда квартира продается (чтобы в бюджет поступали госпошлина и налог с продажи), второй - когда квартира не продается. Вскоре экономист Н. Сарсенбаев предложил свою методику-формулу оценки недвижимости, при которой обсчет жителей невозможен. По его расчетам, уже в то время Центр завышал стоимость квартир в панельных домах в среднем по городу на 73 %. К ним тогда не прислушались.
На вопрос, чем не устраивают вышеприведенные предложения, Керимшеев ответил: "Если методика г-на Сарсенбаева будет утверждена уполномоченным на то органом как основополагающая, то Центр будет проводить расчеты по предложенной им методике". Хотел того или нет, но тем самым он признал, мягко выражаясь, несостоятельность своей оценочной деятельности: "Сегодня отсутствие Закона об оценке и государственных стандартах профессиональной деятельности оценщиков, с одной стороны, серьезно затрудняет процесс развития оценки имущества, а с другой - открывает возможности для неквалифицированной, непрофессиональной и неэтичной работы в области оценки недвижимого имущества".
Наверное, не случайно так трудно далось нашим парламентариям обсуждение проблемы нового налогового Кодекса, который должен стать основополагающим Законом. Остается надеяться, что не выпадет из него и корректировка налогообложения жилья, зависящая от предварительной оценки.
И, наконец, впору задать вопрос министру юстиции. Уважаемый Бауржан Алимович, что Вы думаете обо всем вышесказанном? Не посчитайте зазорным ответить алматинцам через газету БМ.

В НАЧАЛО

Абсурд, да и только

В очередной раз и, как обычно, бездарно подставили президента страны законники, закрыв на совершенно абсурдных основаниях газету "До и после понедельника".

К какому свержению существующего строя призывает газета? Глухой да услышит: газета призывает власть сохранить саму себя, очистившись от накипи. Не более. Газета требует того, чего требует президент - исполнять существующие законы, только и всего.
Ну да, в последний год в каких-то номерах издание впадает в истерику. Но это и понятно - допеки кого-то другого чуть ли не двумя десятками судов и судебных определений со зловещей фразой: отдай истцу, заплати в бюджет...
Да от такого наплыва невнятных, порой нечленораздельных обвинений не то что в истерику впадешь или Лазаря запоешь, впору в "психушке" оказаться. Уж там-то будет понятно, почему, когда говоришь на языке межнационального общения, тебя никто на понимает.
Чего судебные органы добьются закрытием газеты? Многого, очень многого!
Только пусть нервы у газетчиков выдержат - в XXI веке по ним равняться будут. Их имена красной, нет, золотой строкой впишут в историю независимости Казахстана. А главным анафемистом потомки назовут, хоть это и не соответствует истине, президента Назарбаева. Оказывается, мало того, что он уже попал в список десяти виднейших душителей прессы, надо кому-то, в данном случае - районному суду, чтобы наш президент везде был первым, да еще и этот черный реестр возглавил.
Господа из прокуратуры, вы обратили внимание, какое реноме создается президенту, власти, народу? Врагом государства объявляется издание, выявляющее практически в каждом номере антигосударственные деяния отдельных лиц либо групп! Так, в конце концов, вся здоровая критика забобонится. Так в интеллектуальный докон придет сама власть. С помощью судебно-исполнительной системы.
А ведь прецедент не нов. То же самое происходило 10 лет назад в отношении газеты "Бирлесу". Те же обвинения: призыв к свержению существующего строя, расовая дискриминация, оскорбление достоинства президента, тогдашних премьера, мэра Алматы и других сановных деятелей. В итоге вмешалась мировая общественность, судебный процесс из гражданского трансформировался в политический. Газету закрыли решением суда на 1 месяц по причине... якобы, сокрытия тиража. А приглашения редактору посетить Америку, хотя вопроса о политической защите не ставилось, до сих пор приходят. Газета, которая закрылась 6 лет назад, занесена во все диссидентские списки. И, хотите верьте, хотите - нет, до сих пор позванивают коллеги из разных стран, даже из Зимбабве, предлагают помощь...
Наши СМИ находятся в состоянии информационной войны друг с другом из-за битвы за передел уже поделенного пространства, которую ведут их хозяева. С хозяевами - а это люди богатые, их интересы лоббируют не клерки, а крупные чиновники, - судебная власть сражаться не может. Вот и нашла козла отпущения? Или решила доказать связь газеты с "лондонской" оппозицией? Так для этого надо денежные проводки или передачу "налички" доказать. А анафемствовать почем зря, по пути, желая того или нет, подставляя президента, ей богу, дурно. Будто все мы в уме повредились.

Н. С.

В НАЧАЛО

Кто будет хозяином казахстанского марганца?

Казахстан выставил на лицензионный конкурс 6 крупных железо-марганцевых месторождений в Карагандинской области (Жомарт, Западный Жомарт, Западный Камыс, Ушкатын-1, Богач, Айдаргалинская площадь) с совокупными утвержденными и прогнозными запасами свыше 17 млн. тонн полезной составляющей. Сделано это с целью обеспечить дальнейшее развитие отрасли.
Однако, несмотря на очевидные социально-экономические преимущества тендерной заявки казахстанского ТОО "Кзыл-Ой", на предстоящий лицензионный конкурс усиленно лоббируются участниками тендера (Жайремский ГОК и другие), аффилированные с печально известной в СНГ "швейцарской" фирмой "Накоста", за которой, по данным российских СМИ, стоят криминальные чеченские тейпы. Сообщалось, что до военных действий в Чечне группа "Накоста" имела контрольный и блокирующий пакет акций, соответственно, в АО "Лебединский ГОК" и на Оскольском электрометаллургическом комбинате. На Алановском электрометаллургическом комбинате она располагала 17,5 % акций.
По данным независимых экспертов, теперь группа "Накоста" вытеснена из металлургического комплекса России и осуществляет свою экспансию на казахстанские сырьевые рынки, а именно - в сферу недропользования. Уже длительное время она имеет связи с Жайремским ГОКом, с недавних же пор среди его ведущих акционеров фигурируют имена учредителей "швейцарской" фирмы "Накоста" - российских граждан.
Маркетинговая стратегия фирмы "Накоста", как известно, всегда и везде отличалась агрессивностью, стремлением за короткое время извлечь максимум прибыли, не вкладывая средств в обновление и расширение производства, подавить более мелких конкурентов.
В казахстанских СМИ неоднократно освещалась история передачи Жайремского ГОКа в управление фирме "Накоста". Результаты ее деятельности таковы: хищнически разрабатываемое крупнейшее месторождение "Ушкатын-III" истощено в запасах, представленных окисленными, легкообогатимыми рудами марганца. Для использования оставшихся первичных руд необходимо строить обогатительную фабрику. Тем не менее, группа "Накоста" по-прежнему предпочитает захватывать любой ценой новые месторождения и получать сверхприбыли от хищнической добычи легкодоступного сырья. В дальнейшем, при изменении благоприятных горно-геологических условий, месторождения ею забрасываются, выходят из оборота без надлежащей консервации. Так нужно ли еще помогать такому "партнеру"?
В бытность единого народнохозяйственного комплекса СССР российская металлургия была ориентирована на переработку казахстанских сырьевых ресурсов. Потеря традиционных рынков металлургического сырья в Казахстане и на Украине нанесла значительный экономический удар реальному сектору российской экономики. Да и мы не выиграли от этого.
При сложившейся ситуации на мировых рынках горно-металлургического сырья возрождение металлургии, машиностроения и металлообработки России, как базовых отраслей национальной экономики, создающих предпосылки для перехода от депрессии к экономическому росту, возможно лишь через их интеграцию с казахстанскими ресурсами. Экономически наиболее целесообразной формой такой интеграции промышленного потенциала России и горно-металлургического комплекса нашей страны представляется создание совместных промышленно-финансовых групп (ПФГ).
В объявленном тендере участвует ТОО "Кзыл-Ой", которое совместно с одним из российских акционерных обществ и при поддержке крупных банковских структур может стать ядром по существу первой казахстано-российской ПФГ.
Есть уже договоренность, что в случае выигрыша ТОО "Кзыл-Ой" лицензионного конкурса казахстано-российская ПФГ в течение пяти лет передаст около 53 млн. долларов США для инвестирования в железо-марганцевые объекты. В течение первого года будет построена обогатительная фабрика на 2 тыс. рабочих мест сметной стоимостью 15 млн. долларов с годовой производительностью до 3 млн. тонн руды. При строительстве обогатительной фабрики в развитие инфраструктуры депрессивных районов Карагандинской области будут вложены значительные капиталовложения, в том числе на строительство автомобильных дорог - 4 млн. долларов, железных дорог - более 1 млн. Ежегодные платежи в бюджеты всех уровней, при достижении обогатительной фабрикой проектной мощности, превысят 7 млн. долларов.
Создание казахстанско-российской ПФГ в полной мере отвечает национальным интересам нашего государства. Появление на рынке крупного оптового потребителя в ее лице положило бы конец монопольному диктату узкого круга покупателей и ценовому демпингу, сокрытию экспортной выручки единственным пока в Казахстане производителем железо-марганцевого концентрата - Жайремским ГОКом. Кроме того, затраты на производство металла по уже имеющейся новой технологии в 1,5-1,7 раза будут ниже, чем при традиционных металлургических методах. В результате внедрения этой прорывной технологии XXI века Казахстан вполне может занять лидирующее положение на мировых рынках черных металлов.

Г.К.

В НАЧАЛО

Кто владеет информацией, тот владеет миром

borman1.jpg (13855 bytes)Решением Президиума Международной экономической академии Евразии цикл художественно-исторических и аналитических работ "Хрустальной мечты тюрков о квадранации" (1999 г.), "Золотая баба" (1998 г.), "Тюркская вселенная. Евразийство во всем и всегда" (1998 г.), "Хан... Иван" (1996 г.), "Наследники белого лебедя", "Тюркские корни русских писателей" (1995 г.) БАРМАНКУЛОВА Марата Карипбаевича
рекомендован (посмертно) к выдвижению на соискание Государственной премии Республики Казахстан.
Поддерживающие характеристики, рекомендации, рецензии просим направлять по факсу: 8 3272 258310, или по электронной почте E-mail: b-m@narod.ru

Не войны, а коммуникации создавали и сметали цивилизации за все два последних тысячелетия существования человечества.
Не сабли и не пушки, не ракеты и даже не атомное оружие, а дороги, книгопечатание, радиосвязь, теперь и телевидение определяют уровень развития государств.
Современная эпоха - это не эпоха капитализма или коммунизма, а эпоха Гутенберга. Именно эра первопечатника, поскольку не порох и не морские военные дредноуты, а книги, газеты и журналы позволили европейской цивилизации выработать свое гуманитарное лицо и оказать влияние на все континенты земного шара.
Военная победа - это еще не победа одних над другими. Ибо важно не сметать головы с плеч, а наполнять их тем содержанием, что несут с собой победители. Без книг, как связующего звена, это невозможно сделать. А сейчас, в век развития телевидения и радио, мобильных телефонов и компьютеров, достижение победы при помощи автоматной очереди - такой же анахронизм, как и строительство той или другой "стены". Ибо современные средства связи позволяют овладеть умами человечества поверх границ и преград. Чтобы заставить человека думать так, а не иначе, вовсе нет необходимости наставлять на него пистолет. Достаточно обрушить на него поток увлекательной, приятной, красочной информации.
Таковы были, на первый взгляд, парадоксальные выводы в книгах американского социолога Маршалла Мак-Люэна. Выходило, что не шахты для баллистических ракет, а телевизионные вышки, спутники связи и параболические антенны определяют сейчас силу и мощь государства.
Это было сказано лет двадцать назад. Все восхищались, вовсю цитировали, а потом, казалось, забыли уроки Мак-Люэна. Но они были не только сверхоригинальны, чтобы стать просто модными и чтобы о них запамятовать. Очевидно, они несли нечто такое, что имело зерно правды. Поэтому о них забыли, но только, наверное, для того, чтобы вновь вернуться к ним на новом этапе. Возвратиться не на уровне профессоров-социологов, а на вице-президентском и даже президентском. И президентском такой мощной и серьезной страны, как США.
Правда, для этого нужно было, очевидно, чтобы связь сделала еще один крутой виток в своем развитии. Чтобы даже Казахстан был втянут в орбиту глобальной связи и провел через свою территорию всемирную магистраль с самым современным, оптиковолоконным, кабелем. Миллиарды бит информации мчатся сейчас из Японии и США в Европу и Азию. И Казахстан от этого, только от того, что этот кабель проложен по пустынным местам республики, имеет немалую прибыль и возможность стать равным в этом потоке.
Начало 2000 года ознаменовалось для Казахстана и еще одним достижением. Не в области вооружения или тяжелой промышленности, а в области связи. Запущен еще один канал республиканского телевидения - "Хабар - II", который имеет культурную направленность и целиком формируется на казахском языке. Канал, который отвечает задачам года, объявленного в Казахстане Годом поддержки культуры.
О величайшем значении всемирной связи пишет и вице-президент США Альберт Гор в сборнике "Телекоммуникации в информационном веке", заявляя, что глобальная информационная инфраструктура навсегда изменит стиль жизни, учебы, работы и общения людей во всем мире.
Это весьма характерно, что такие высокие люди за главное считают не привычное - рост производительности, гонку вооружений, борьбу с преступностью, а переносят весь акцент возможных достижений человечества в область связи. Именно глобальная сеть откроет самой отдаленной деревушке или аулу доступ к самой современной библиотеке. Она позволит врачам одного континента обследовать пациентов, находящихся на другом. Она поможет семье, живущей в Северном полушарии, поддерживать связь с родственниками в Южном. И эта глобальная информационная сеть привьет гражданам всех стран более глубокое чувство ответственности за нашу планету.
Среди самых впечатляющих законопроектов называют законопроект 1996 года, подписанный Клинтоном. И он опять же касается не сталелитейной промышленности или добычи нефти - вещей самих по себе весьма серьезных, а связи. Это Акт о телекоммуникации, которому придали силу закона.
Единственный способ реализовать истинный потенциал глобальной информационной супермагистрали - это гарантировать каждому подключившемуся доступ к тысячам других источников информации: от видеопрограмм до электронных газет и компьютерных досок объявлений. Из любой страны, на любом языке. Приятно сообщить, что исследователи Казахстана разработали уже четыре казахских шрифта для компьютера. И тем самым открыли возможность для работы на нем и нашей аудитории.
Впервые, в связи с развитием Интернета в США, появилось в обиходе слово, более присущее нашему активному словарю, - революция. Информационная революция, считают в Америке, станет центром социального прогресса и экономического процветания в XXI веке. Ожидается бум в среде мелких и средних производителей и поставщиков телефонов, персональных компьютеров, факсов, частных коммуникационных систем, модемов, разного рода компьютерных программ.
Информационная супермагистраль, Интернет, интерактивное общение, онлайновая линия, электронная газета, виртуальные издания, телерынок и телебазар - эти слова входят в нашу жизнь столь же стремительно, как и новые виды связи. Глобальная информационная структура предполагает и обеспечение равного доступа для всех народов мира к высокопроизводительным, удобным для пользования и недорогим товарам и технологиям. В то же время любой разработчик будет в состоянии выйти на всемирный рынок со своими собственными достижениями во всех областях.
С этих высот нам приятно отметить, что задолго до Чингисхана древние тюрки, называвшиеся тогда еще хуннами, уже разработали и внедрили ямскую почту и службу. Она включала в себя, кроме всего прочего, вестовые маяки. Расположенные через десятки километров, эти маяки, стоило на них зажечь костры, подобно современным ретрансляционным релейным линиям, позволяли мгновенно передавать новости. Оказывается, в Восточном Туркестане задолго до Гутенберга, в ХI-ХII веках, было разработано свое книгопечатание. Его называют ксилографическим. Оно отличается от высокой печати, но современный офсет, по сути, схож с древней ксилографией. Тюрки распространяли не только свою государственность, но и древнюю собственную письменность. Так называемая руническая горизонтальная письменность была характерна для тюрков не только региона Лены и Орхона, но и для Хазарии на Волге, Великой Булгарии на Дунае, Днестре и Каме. Тюрки одними из первых поняли значение книг.
Да, информационная супермагистраль - это и предпринимательство, и, просветительство и, что, пожалуй, самое главное - идеология. Через Интернет, радио, телевидение, печатные издания можно без единого выстрела завоевать любое общество.
И каким оно будет духовно - зависит от нас с вами, от тех программ и сайтов, что пойдут по супермагистрали. От того, тенденциозные или цензурированные материалы мы будем получать. От того, насколько идейно подготовленными для евразийства - новой эры развития общества - окажутся наши создатели программ.
Не закрытие институтов связи и открытие "биллинг-цензоров", а понимание того, что казахстанцы свободны и талантливы - это, по моему мнению, должно стать нашим экономическим и идеологическим стержнем.
Важно, чтобы Казахстан развил это приоритетное направление на современном и наисовременнейшем уровне, чтобы он в полной мере подключился как равноправный член к информационной супермагистрали, связующей ныне народы и континенты, и использовал это достижение для создания сильного государства с социально обеспеченным и культурно богатым обществом.

От редакции:

Вы только что в сокращении прочли совершенно уникальную вещь - предисловие к новой книге Марата Барманкулова "Великие имена в истории казахов и тюрков. 600 эссе". Она готовится к публикации в издательстве "БИС". Но выйдет ли? Для этого нужны спонсорские средства. Просим тех, кто хочет принять участие в выпуске историко-художественного труда, впервые анализирующего роль различных персон - россиян, американцев, французов, китайцев, англичан и, конечно же, самих тюрков и казахов в истории становления казахстанской государственности, а также в издании первой цифрологии Казахстана и более - разместить в этом фолианте рекламу своей фирмы, обращаться по телефонам: 8 (3272) 96-02-87, 25-45-51, 25-83-10.

ОТКЛИКНИТЕСЬ, СПОНСОРЫ!

В НАЧАЛО


[ГЛАВНАЯ]

Hosted by uCoz