b-m-1.jpg (2293 bytes)

b_m.jpg (5951 bytes)


№ 2 (80). 22 ЯНВАРЯ 2002 года

ГЛАВНАЯ АРХИВ ПОЧТА НАШИ АВТОРЫ ПЕРЕВОДЧИК ПОГОДА ЮМОР ПОИСК


ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИС?

ИДЕИ

Какой быть Академии наук?

В канун Нового года президент Назарбаев, выступая на сессии Академии Наук РК, сказал, что Академия нам нужна, но другая. Коллектив Международной Экономической Академии Евразии, возглавляемой академиком Сагындыком Сатубалдиным, предлагает свою структуру обновленной Академии Наук и комментарий к ней.

Принятая прежде в классификации отраслей народного хозяйства сфера “наука и научное обслуживание” оказалась наименее восприимчивой к рыночным преобразованиям. По-прежнему сохраняется приверженность к инерционности и консерватизму, ориентации на затратные механизмы, не сложились товарные формы результатов научных исследований.

Упрощенные модели институциональных и структурных реформ в реальном секторе экономики и его инфраструктуре привели к деградации академической, отраслевой и вузовской науки, за редким исключением; подорвали научно-технический и конструкторско-технологический потенциал проектных институтов, утрачена уникальная опытно-лабораторная и производственно-экспериментальная база.
Колоссальные массы и базы данных научно-технической информации и проектно-технологической документации, на разработку и формирование которых ушли десятки лет и значительные финансовые затраты, оказались практически бесхозными и невостребованными, хотя по своей экономической природе они относятся к национальному интеллектуальному достоянию.

Их ценность значительно возрастает в условиях перехода национальной экономики к устойчивым темпам развития. Достаточно сказать, что разработчики многовариантных проектов строительства Коксарайского водохранилища, предложений по реабилитации массивов орошаемого земледелия и внедрению интенсивных агротехнологий столкнулись со значительными трудностями из-за утери данных по инженерным, геодезическим съемкам обширных сельскохозяйственных угодий.

Несостоятельность правительственной промышленной политики (1998 г.), организационные промахи, ущербность программы импортозамещения (2000 г.) объясняются независимыми экспертами во многом ликвидацией казахстанских научно-исследовательских и проектно-технологических институтов “НИИ гипрохиммаш”, “ВНИИТ арматура”, авторитетных в промышленности СССР, имевших большой опыт и профессиональные навыки по разработке полевых и комплексных территориально-отраслевых программ. Именно они могли бы квалифицированно исполнить функции головных организаций-координаторов в данных национальных программах.

Аналогичная ситуация сложилась и по другим направлениям научно-исследовательских, прикладных и внедренческих работ.

Не случайно еще правительственный кабинет Н. Балгимбаева вкупе с Агентством по экономическим реформам и Национальным банком, рассматривая предложения Эксимбанка Японии о предоставлении Казахстану долгосрочного льготного кредита в размере 5-6 млрд. долларов США, пришел к сакраментальному и малоубедительному заключению о том, что для освоения японских инвестиций у нас отсутствуют проекты с достаточно проработанными ТЭО, обеспечивающие их эффективность и возвратность заемных средств.

Особую несостоятельность проявила отечественная экономическая наука, от которой ждали научно обоснованных рекомендаций еще на начальных стадиях экономических реформ. Приверженность прежде признанных ученых-экономистов к следованию изгибам политической конъюнктуры, идеологическим догмам привела к утрате экономическими НИИ и другими научными структурами дееспособности, невозможности исполнять функции не только генераторов идей и новаций, но и независимых экспертов.

Так, Институт экономических исследований и другие подобные учреждения за годы суверенитета, компенсируя недостатки профессиональной подготовки и деловой компетенции чиновников, превратились в структурные подразделения с выполнением не свойственных для НИИ оперативных и текущих исполнительских работ разового характера. Институт экономики Министерства образования и науки по-прежнему занят схоластическими исследованиями, далекими от насущных задач практической жизни.
Именно поэтому многие правительственные программные документы принимаются без необходимой внешней экспертизы, грешат ошибками и упущениями. Это же можно отнести и к законопроектам, готовящимся не комплексно, по ведомственному принципу или же лоббируемыми влиятельными финансовыми группами. Достаточно привести пример, как по предложению Национального Банка был принят законодательный акт о системе гарантирования депозитных вкладов населения, очевидно, пролоббированный некоторыми коммерческими банками. В результате отечественные страховые компании оказались искусственно отлученными от этого вида финансовых услуг, а сама система - ущербной, не соответствующей международным нормам экономической безопасности.

По оценкам наших независимых экспертов, значительная часть организаторов науки - “красных директоров” - израсходовала свой инновационный потенциал и заинтересована в сохранении стагнации и застоя. В научных учреждениях, и прежде всего в АН, давно уже нарушились принципы преемственности, творческого развития научных школ. Всячески ограничивается профессиональный рост научной молодежи, приток свежих идей и новых людей, особенно прошедших рыночные “университеты”. Ведь старый, как мир, философский постулат гласит: система может породить только подобных себе…

Предлагаемые принципы проведения институциональных и структурных реформ в отрасли “наука и научное обслуживание” - новы и смелы. Они - продукт наших дискуссий, “мозговой атаки” подлинных сторонников реформаторского стратегического курса, проводимого в Казахстане.

Представляется, что алгоритм трансформации в организации управления отраслью “наука и научное обслуживание”, адекватный рыночной среде и правовому полю, может быть реализован по следующим приоритетным направлениям:

1. Национальная академия наук Республики Казахстан, существующая в форме государственного казенного предприятия, как выполнившая свои общественно-политические функции по завершению переходного периода, этапа реформ в нашей стране, преобразуется в научную структуру, основными направлениями деятельности которой являются научно-исследовательская, анализ состояния и прогнозирование развития науки, определение приоритетных направлений развития науки и подготовки научных кадров, научно-экспертное обеспечение, формирование и координация выполнения программ научных исследований, содействие в пределах своей компетенции развитию международного научного сотрудничества, инновационной и инвестиционной деятельности.

2. Сфера общественной деятельности и интеллектуального влияния трансформированной Академии Наук (АН) должна выходить за национальные рамки суверенного Казахстана. Это концептуальное положение обусловлено следующими объективными факторами:

2.1. Наша страна выдвигается на прочные позиции континентального лидера в экономике. Казахстану принадлежат научные приоритеты в разработке и реализации неоклассической доктрины евразийства, признанной доминирующей идеей глобализации.

Поэтому общественно-научная ниша АН, целеполагающие принципы ее создания находятся в сфере консолидации интеллектуального пространства Евразии, концентрации научного потенциала на разрешении наиболее актуальных проблем человечества. При этом учитывается то, что на просторы азиатского субконтинента, азиатско-тихоакеанского региона перемещаются геоэкономические интересы мировых постиндустриальных сообществ развитых государств, современных и грядущих супердержав.

2.2. Не менее важным приоритетным направлением общественно-научной деятельности АН представляется то, что Казахстан является духовным, культурным и научным центром казахского этноса, имеющим, помимо исторической территории, диасперсивные, компактные и точечные места расселения на евразийском континенте.

Поэтому имеется уникальная возможность духовного единения, аккумулирования, на основе поликультурных смешений и научно-технической интеграции, превращения Казахстана в глобальную инновационную площадку, своеобразный технополис, территорию технологического прорыва - своеобразную “Силиконовую долину” - для тюркоязычных государств, бизнесменов и ученых, имеющих общие генетические и этнические корни во всем мире.

В качестве первого шага в воссоздании академической научной организации представляется целесообразным использование трибуны II Всемирного курултая казахов (2002 г.) и принятие на нем обращения, адресованного тюркскому мировому сообществу.

3. Нам представляется, что основным методологическим принципом организационного строения АН должен стать синтез трех начал:

- международная интеллектуальная интеграция и интернациональная концентрация научного потенциала;
- межгосударственное и транснациональное объединение материальных и финансовых ресурсов на программно-целевой основе в целях обеспечения прорывных исследований в сфере фундаментальных и прикладных наук, тиражирования высоких технологий;
- становление и развитие национальных научных центров Казахстана, соответствующих вузовским, академическим, базовым отраслям специализации национальной экономики, месту и позициям нашей страны на мировых рынках и в системе международного разделения труда, до уровня инновационных центров, имеющих глобальное значение.

Нам представляется, что алгоритм трансформации отрасли “наука и научное обслуживание” не будет сопровождаться антагонистическими ломкой и разрушением накопленного позитивного опыта, организации управления этой сферой национальной экономики. Напротив, часть научных организаций страны уже приблизилась к международным стандартам и нуждается лишь в эволюционных преобразованиях, переориентации предметно-функциональной деятельности, реструктуризации и оптимизации имущественного комплекса.

Безусловно, выход академических учреждений на мировые рынки научной продукции и услуг, становление товарных форм, результаты фундаментальных и прикладных исследований объективно потребуют новых методов администрирования связи и интеграции реального сектора экономики с наукой, стимулирующих форм государственного регулирования. Возможно, потребуются также временные меры протекционистского характера со стороны государства. Все они известны мировой практике, и в различном сочетании показали хорошие результаты во многих странах.

В случае, если у госчиновников появится заинтересованность в изложенных принципиальных подходах к реформированию НАН РК, будет создана альтернативная рабочая группа для подготовки развернутого доклада с обоснованием правовых и экономических механизмов эволюционных трансформаций, прочих сопутствующих документов и программ.

Матрица структуры АН и комментарий к ней направляются в правительство РК. Публикация же вызвана тем, что после отправки многих предложений чиновникам, авторы проектов или вовсе не получают ответа, или он отрицательный, и в то же время отдельные позиции предложений без ведома разработчиков внедряются и имеют новых авторов.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИС?

Hosted by uCoz