Монолог по поводу
ИНВЕСТИЦИОННОГО КОНСОРЦИУМА
В отношении
предложенных в предыдущих номерах БМ
нестандартных механизмов использования
пенсионных активов высказываются разные точки
зрения. Значит, эти идеи берут за живое. И в то же
время в средствах массовой информации были
приведены мнения, искажающие суть предлагаемых
проектов.
Например,
председатель правления Нацбанка РК Г. Марченко
сообщил о своем отрицательном отношении к
вкладыванию пенсионных активов в
«обанкротившиеся» предприятия. Однако, в
предложенных механизмах инвестирования ни слова
не говорилось об обанкротившихся предприятиях.
Речь шла о работающих предприятиях, хозяева
которых не чувствуют себя законными
собственниками в силу разных причин.
Если предложенные механизмы
использования пенсионных активов будут
реализованы в Казахстане на практике, я не
сомневаюсь в том, что они дадут положительный
эффект. Более того, «обкатав» на практике эти
механизмы, можно их логически развить и
предложить для обсуждения и другие
нестандартные формы использования пенсионных
активов накопительных пенсионных фондов.
В частности, речь идет о постоянно
действующем инвестиционном консорциуме, имеющем
стратегическую направленность. Создать его
можно в форме акционерного общества для
последующего вхождения в листинг фондовой биржи,
эмиссии ценных бумаг и инвестирования
пенсионных активов в реальный сектор экономики
Казахстана.
Для его создания потребуется
принятие либо Указа Президента РК, либо
Постановления Правительства. Ценные бумаги,
эмитируемые инвестиционным консорциумом, будут,
полагаю, котироваться на фондовой бирже на
уровне “голубых фишек”. Особую
привлекательность консорциуму придадут длинные
во времени и относительно недорогие деньги
пенсионных фондов, вкладываемые под
коллективным контролем в реальные проекты.
В случае создания инвестиционного
консорциума можно было бы:
1. Осуществлять прямое инвестирование проектов,
имеющих стратегическое значение для Казахстана.
2. Производить разведку, добычу нефти и газа, их
переработку, транспортировку, строительство
химических заводов, автомобильных и железных
дорог и т. д.
3. создать сеть спортивно-оздоровительных клубов
для подростков и молодежи в целях подготовки их к
службе в армии, с одной стороны, с другой - в
нравственно - патриотических.
4. Обеспечивать доступ национального капитала к
энергетическим и сырьевым ресурсам сопредельных
государств, входящих в сферу национальных
интересов Казахстана. Системный кризис в странах
Центральноазиатского региона открывает хорошие
перспективы для укрепления лидирующих позиций
Казахстана в Центральной Азии.
Сегодня в государственные ценные
бумаги вложено более 60% пенсионных активов. Каков
эффект от использования государством этих
активов, мы не знаем. Существует ли прибыль от
них? Если да, то как и где она фиксируется и
используется? Отражается ли это в
государственном бюджете? К сожалению, мы не можем
назвать ни одного промышленного объекта или
проекта, реализованного государством за
пенсионные активы. В итоге доходность по
государственным ценным бумагам обеспечивается
из бюджета, и интерес к ним со стороны
государства падает. В предлагаемой же нами схеме
работы инвестиционного консорциума
предполагается инвестирование активов
пенсионных фондов. К ним можно добавить часть
пенсионных активов, находящихся в руках
государства, вырученных им за государственные
ценные бумаги и покрывающих текущие нужды
бюджета. Например, 10% от этих активов,
эквивалентных примерно 65 – 70 миллионам долларов
США, могли бы сыграть серьезную роль в работе на
реальный сектор экономики.
Для начала, чтобы снизить риски,
можно ограничивать суммы, которые пенсионные
фонды могут потратить на приобретение ценных
бумаг, эмитируемых консорциумом. Положим,
установить их на уровне не более 5 – 10 % от
пенсионных активов каждого пенсионного фонда.
Но, оперируя даже этими суммами, можно поднять
важные для страны объекты.
Участие руководителей пенсионных
фондов, представителей государства,
неправительственных организаций в управлении
инвестиционным консорциумом, созданном ими
самими, позволит исключить нецелевое
использование пенсионных активов и обеспечить
сохранность и возвратность вложенных средств.
Очень важной представляется и
политическая сторона предлагаемого механизма.
Известно, что пенсионные фонды изначально были
задуманы как институциональные инвесторы, но
превратились в вынужденных кредиторов
государственного бюджета. Сейчас, если начать
реализацию предлагаемых схем, мы сможем показать
способность и пенсионных фондов, и финансовой
системы Казахстана в целом поднимать и
реализовывать серьезные промышленные проекты
собственными силами, а не на средства зарубежных
кредиторов.
Айдар АЛИБАЕВ,
председатель Совета Ассоциации пенсионных
фондов Казахстана
|