Геополитическая тайна
США
(По книге Юрия Голицына
«Тайные правители человечества, или тайные
общества за кулисами истории»)
С конца XIX века
Соединенные Штаты Америки уделяют большое
внимание подчинению своим интересам стран
Центральной и Южной Америки, опираясь на
доктрину Монро с ее тезисом о “пространственной
близости”. Именно через эти земли проходило
значительное количество перевозимой с Востока
нефти и товаров, ископаемых, ценных грузов. Штаты
активно вторгаются в жизнь сопредельных
государств, контролируют деятельность
Панамского канала, режим плавания в Мексиканском
заливе, оценивая все происходящее рядом со
своими границами как “жизненно важное” для
страны.
Однако явные выгоды от морских
перевозок и активизации торговых процессов в
ближайших пределах начинают не удовлетворять
администрацию США, и, вслед за распространением
интересов на Карибский бассейн, они начинают
выстраивать свои действия на уровне
геополитической стратегии, используя для
поставленных целей тайные общества, тайные
советы политического, экономического и военного
направления. Американский адмирал Альфред Тайер
Мэхэн выдвинул концепцию преимущества в мировой
политике морских и океанических держав. Придя к
выводу о том, что США должны занять ведущую
позицию в экономическом, стратегическом и даже
идеологическом отношениях в мире, он назвал и
наиболее опасные препятствия на пути к этой цели.
В первую очередь были отмечены Россия и Китай,
тогда как во вторую – Германия. Несмотря на то,
что все это было высказано еще до первой мировой
войны и поддержано американскими президентами
Мак-Кинли и Теодором Рузвельтом, добиться своего
влияния в те времена в ходе военных действий в
Европе Америка не смогла. Зато созданные одна за
другой три организации, скрывавшие суть своих
действий и планов, стали опорой для воплощения
этих планов на пользу Америки к концу XX столетия.
Первым в 1921 году был создан “Совет
по международным отношениям”, у истоков
которого стоял достойный продолжатель доктрины
адмирала банкир Г. Морган. С того времени
семейство постоянно курирует свое детище, и
сегодня в “Совет” входит Томас Морган.
Обосновавшись в Нью-Йорке, тайный совет стал
центром по разработке направленных действий и
операций в странах континентальной Европы. Но
формы воздействия на геополитические процессы
были отработаны слабо и до завершения второй
мировой войны “Совет” представлял для других
стран скорее потенциальную угрозу. Однако после
1947 года, когда усилилось противостояние Запада и
России, тайная организация из США превратилась в
стратегический центр по разработке действий
Европы и США против социалистической системы.
“Совет” включает в свой состав практически всех
президентов США (кроме Р. Рейгана) и наряду с ними
ведущих идеологических противников России и
Китая: А. Даллеса, Баруха, Моргентау, Г.
Киссинджера, 3. Бжезинского, Р. Пайса. Естественно,
столь представительская организация оказывает
решающее влияние на правительство США, на
конгресс, на две главные политические партии:
демократов и республиканцев. Одним из
действенных и твердых контролеров “Совета”
считается Дэвид Рокфеллер – президент “Чейз
Манхэттен бэнк”.
Первым президентом “Совета по
международным отношениям” стал масон самой
высокой степени – Д. Дэвис, а в числе первых
директоров этой могущественной организации были
видные еврейские политики и финансисты: П.
Варбург,
О. Кан, И. Бауман, В. Шепардсон, Э. Гей.
О том, что роли “совета” все его участники
придавали очень большое значение, говорит тот
факт, что Аллен Даллес, бывший и секретарем, и
директором этой тайной организации, после
выдвижения его на пост директора ЦРУ не оставил
своего директорского кресла в “совете” и
занимался его делами до конца своей жизни. Именно
он был у истоков доктрины подрывной деятельности
против России, которая возникла уже на исходе
второй мировой войны. В одной из монографий,
посвященных Америке в XX веке (О. Платонова),
приводится фрагмент из планов “совета”: “Окончится
война, кое-как все утрясется, устроится. И мы
бросим все, что имеем, все золото, всю
материальную помощь или ресурсы на
оболванивание и одурачивание людей.
Человеческий мозг, сознание людей способны к
изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим
им ценности на фальшивые и заставим их в эти
фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих
единомышленников, своих помощников и союзников в
самой России.
Мы будем расшатывать таким
образом поколение за поколением… Мы будем
браться за людей с детских, юношеских лет, будем
всегда главную ставку делать на молодежь, станем
разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем
из них шпионов, космополитов…”.
Председатель “Совета по
международным отношениям” Д. Рокфеллер в своем
выступлении в Гарвардском университете с
лекцией “Федерализм и свободный мировой
порядок” откровенно делится мыслями о
дальнейшем пути мондиальных систем США, в том
числе “совета”, которые ратуют за создание
общемирового государства, руководимого единым
федеральным правительством. И такие заявления
одного из крупнейших банкиров Америки вполне
разделяются многими членами “СМО”, для
подтверждения этого достаточно обратиться к
фигурам, которые входят в него: это – глава
всемирной еврейской масонской ложи “Бнай Брит”
Г. Киссинджер, бывший президент США, масон
высшего градуса Д. Буш, директор корпорации
“Макдоннел Дуглас” Вилльям Данфорф, издатель
“Вашингтон пост” Леонард Дауни, директор
корпорации “Кока-Кола” Джон Джекобе, владелец
телекомпании “Си-Эн-Эн” Луи Джесс Джексон,
начальник Объединенных штабов Министерства
обороны США Дэвид Джонс, член Фондов Форда и
Рокфеллера Фарад Каземи и многие другие весьма
известные личности. Члены “совета” могут
осуществлять непосредственный контроль за всеми
принятыми решениями как в государстве, так и в
организациях-партнерах. Международные
структуры, возглавляемые отдельными членами
“СМО”, например Мировой банк, не просто
осуществляют детали плана “нового мирового
порядка”, но и координируют общие действия.
Достаточно взглянуть на такой мощный рычаг
воздействия на мировые события, как
“Федеральная резервная система” и Нью-Йоркская
фондовая биржа. Ее составными частями –
Бостонской, Атлантской, Кливлендской руководят
функционеры “СМО”, которые могут решать любые
масштабные вопросы – от банкротства отдельных
корпораций до банкротства целых государств.
Естественно, что многочисленные
руководители средств массовой информации,
привлеченные к деятельности организации, делают
идеологический фон для агрессивных и тайных
акций “совета”. И все же единство в действиях по
оказанию давления на правителей разных стран, на
политические режимы и профсоюзы было бы
невозможно без “верности” членов-устроителей
“совета” друг другу и раз и навсегда
выработанным в 1921 году направлениям
деятельности. И достигнуто это благодаря наличию
у “совета” “внутреннего круга посвященных”,
“высших руководителей”, входящих в орден
“Череп и кости” (можно сразу вспомнить об одном
из символических знаков масонов). В исследовании
Йана Ван Хельзинга, переведенном Н. Добролюбовым,
приведены любопытные сведения о тех, кто
называет свой “совет” просто “орденом”: “…многим
он известен на протяжении уже более 150 лет как
Местная Группа 322 одного из немецких тайных
обществ. Другие называют его “братством
смерти”. Тайный орден “Череп и кости” был
основан в 1833 году Уильямом Хантингтоном Расселом
и Алъфонсо Тафтом в Йэльском университете.
Рассел принес его в Йэль из своих студенческих
сборищ в Германии”.
Организаторы ордена были людьми в
США очень известными и поддерживать
студенческую затею, которая могла испортить их
политические или экономические отношения с
кем-либо из могущественных американцев, вряд ли
решились бы. В их клуб вступали только на
последних курсах обучения. Кандидаты должны были
быть только белыми мужчинами, протестантами и
происходить из очень богатых семей. Чаще всего в
этот клуб-орден входили несколько поколений
семьи. Они получали звание “рыцаря”, а закончив
образование и подтвердив приверженность
избранному обществу, становились
“патриархами”. Встречи членов ордена
проводились в “Клубе оленьего острова” в
Нью-Йорке, созданном Джорджем Дугласом в 1907 году.
Сюда допускались только члены “внутреннего
круга” и только патриархи ордена “Череп и
кости”. В качестве примера значимости и
возможностей личностей из высших американских
кругов, называемых чаще всего “Восточным
Либеральным Истэблишментом”, можно рассмотреть
фигуру члена “Черепа и кости” У.А. Харримана,
посвященного в “рыцари” еще в 1913 году. О его
состоянии может говорить наличие собственного
банка “У.А. Харриман компани”, предоставлявшего
основную помощь России деньгами и содействием на
политическом поприще в 1920 – 1921 годах. Можно
вспомнить, что именно в те самые годы
формировалась доктрина о мировом господстве США,
и они активно искали пути проникновения на
русский рынок. Следует подчеркнуть тот факт, что
Харриман сотрудничал в России только с
“Рускомбанком”, первым коммерческим советским
банком, вице-президентом которого был Макс Мэй,
также член ордена “Череп и кости”. Кроме того,
Мэй был вице-президентом американского
“Гэрэнти-трест”, партнерской фирмы Н.М.
Ротшильда. Если заглядывать в еще более
отдаленный период истории финансовой империи, то
можно упомянуть, что начальный капитал
“Гэрэнти-трест” поступил от семейств Уитни,
Рокфеллера, Вандербильдта и Харримана. Так как
все члены этих семейств принадлежали к ордену
“Череп и кости”, то взаимопоручительство и
взаимоподдержка на разных этапах проведения
экономических либо политических операций были
обязательны. Кроме того, участвуя в первой
четверти века в финансово-экономической
деятельности на территории России, они и в
дальнейшем не выпускали эту сторону своего
участия в геополитике из виду.
Возвращаясь к “Совету по
международным отношениям”, надо сказать, что
можно лишь в какой-то степени увидеть “шаги”
этой мощной, скрывающей свои окончательные планы
организации-ордена. Современный мир резко
отличается от существовавшего в начале столетия.
Протяженные транспортные коммуникации, сложные
торговые отношения с партнерами и посредниками
из разных стран, политические союзы
кратковременного и долговременного характера,
межличностные контакты – все переплелось
настолько, что представляет значительные
трудности для любого сообщества, не владеющего
полной информацией. Особенную опасность
взаимоотношениям государств придают
деструктивные военные, социальные,
межэтнические, идеологические и религиозные
конфликты. Экономическая подоснова этих
отношений играет все более определяющую роль в
развитии мира. Организации с тайным
геополитическим союзом во главе, со штабом
“рыцарей”, обязанных взаимодействовать по
кодексу ордена, может решить в свою пользу многие
мировые задачи. О том, что такие глобальные
задачи решались в XX веке именно тайными союзами,
говорит хотя бы тот факт, что почти одновременно
рухнули четыре империи: Российская, Австрийская,
Германская и Турецкая. Фактором такого изменения
в Европе мог быть только спланированный и
осуществленный “мондиальный заговор”.
Происходящее в сегодняшнем политическом мире
очень напоминает приход очередного этапа
испытаний перед окончательным утверждением
“нового порядка”.
Выход США на уровень сверхдержавы
сам собой предусматривает и завершение
противостояния Восток – Запад, и появление
новых, более сложных врагов сверхгосударства,
требующих иной геополитики. Тайные политические
ордена Америки: “Совет по международным
отношениям”, “Бильдербергский клуб” и
“Трехсторонняя комиссия” – “Трилатераль” в
своей борьбе за мировое правительство должны
осмыслить новые угрозы и противопоставить им
новую доктрину. Уже само создание
“Бильдерберга” и “Трилатераля; ” доказывает
предусмотрительность политических “рыцарей”,
их готовность к предстоящим испытаниям, к
которым необходимо подходить иначе, чем в
доктрине 1921 года. История политических
противостояний в последние полтора века
доказала организаторам “СМО”, что каждый
политический конфликт сменялся новым, более
многообразным и соответствующим ситуации в мире.
Первоначально конфликт внутри западной системы
представлял собой противостояние между
королями, императорами, монархами, стремившимися
укрепить экономическую мощь за счет
присоединения новых земель к своим владениям.
Тайные общества политических правителей мира,
свергая монархии, породили нации – государства.
Начиная с Великой Французской революции, границы
конфликтов стали пролегать между нациями, при
которых особенно остро ощущалось различие
идеологий. После завершения холодной войны и
развала Советского Союза перед западной
цивилизацией, включающей в себя Северную Америку
и Западную Европу, встали новые проблемы:
пропагандируемый ими “порядок” не смог
состояться потому, что источником конфликтов
стали разделяющие человечество культуры. Только
доктрина взаимодействия Запада с незападными
цивилизациями может позволить реализовать идею
единого человечества и единого правительства,
возглавляемого США. Западному обществу, активно
заявившему эту претензию, противостоят
самодостаточные цивилизации: славянская –
православная, конфуцианская (китайская),
японская, исламская, индуистская,
латиноамериканская, африканская.
Один из наиболее авторитетных
политологов столетия, чьи рекомендации
учитываются руководителями “СМО”, не только
подтвердил победу США в борьбе блоков и систем,
но и рекомендовал перегруппировку сил для
следующего этапа тайной борьбы политиков. И
снова, как в начале века, среди противников
Запада назван Китай (конфуцианская цивилизация)
и рядом с ним – 236
Иран, Ирак, Ливия (исламские
цивилизации). Теоретики “Совета по
международным отношениям” не только
своевременно предупредили об опасности военной
экспансии конфуцианских и исламских государств,
но и обосновали упреждающие действия США и
западных держав в отношении последних бастионов
культурной автономии и самостоятельности.
План “мондиализма” был не просто
принят на вооружение “СМО”, но стал
реализовываться быстро, жестко и
бескомпромиссно одновременно несколькими
западными державами. Спланированные орденом
“Череп и кости” военные акции против Ливии,
Ирана, Югославии стали лишь только первыми
шагами главного штаба “мондиалистов”. История с
противостоянием США – СССР, организованная в 1921
году, повторяется, только с учетом сегодняшней
специфики. Борьба за мировое правительство и
“новый порядок” должна пройти стадию
ликвидации “истории наций и культур”, прежде
чем вступить в эру единой общечеловеческой
цивилизации. Для реализации политических планов
нужны новые союзники, новые методы воздействия
на различные народы и правительства, а значит, и
новые политические тайные союзы – тайные
общества…
В самом начале XX века советник
германского кайзера Вильгельма Вальтер Ратенау
сказал: “Триста человек, каждый из которых
знает лично остальных, управляют судьбами
европейского континента и выбирают своих
наследников из непосредственного окружения”. Зная
лишь немногое из лежащего на поверхности, можно
сказать, что так продолжалось весь XX век. К этим
тремстам вершителям судеб относятся и многие из
названных политических тайных обществ, но
истории с Наполеоном, Николаем II, эрцгерцогом
Фердинандом, Гитлером подсказывают, что эти
прагматичные финансисты-политики, масоны,
иллюминаты – лишь тонкий, совершенный
инструмент в руках, весьма возможно, оккультных
правителей земли, смотрящих далеко вперед.
Одним из инструментов “Совета по
международным отношениям”, с помощью которого
он решает свои геополитические задачи, является
банковская группа. Бывший член “СМО” –
контр-адмирал Честер Уорд так охарактеризовал ее
возможности: “Вторая клика международных
членов СМО … состоит из международных банкиров
Уолл Стрита и их ключевых агентов. В первую
очередь они хотят, чтобы мировая банковская
монополия какой бы то ни было власти
заканчивалась контролем глобального
правительства. Они, вероятно, предпочтут, чтобы
это была всемогущая организация Объединенных
Наций; однако они также готовы иметь дело с
мировым правительством, контролируемым
советскими коммунистами, и работают на него, если
суверенитет США когда-либо капитулирует перед
ними”.
При создании организации
Объединенных Наций, которую западные страны
мыслили преобразовать в мировое правительство,
“СМО” был представлен в ее составе делегацией
из 47 членов, добившихся, чтобы председатель
новообразования был тоже член “СМО” – Алжер
Хисс. Шесть из семи руководителей Вест Пойнта,
все Верховные главнокомандующие НАТО в Европе и
каждый представитель США в НАТО были всегда
членами “Совета по международным отношениям”.
Однако одной из важнейших форм
деятельности этой тайной организации стали в XX
веке меры по воздействию на кандидатов в
президенты США. Начиная с 1915 года, группа Дж. П.
Моргана организовала контроль за популярными
печатными изданиями США, выделив из них те,
которые могут быть полезны в проталкивании на
разные ведущие должности, в том числе на пост
президента, необходимых кандидатов. Они купили
контрольные пакеты акций двух телеграфных
агентств, четырех телевизионных компаний,
двадцати пяти газет и полутора десятков ведущих
журналов. Если учесть, что помимо избранных
изданий многие другие имеют в своем составе
представителей “СМО”, то возможности для
манипуляции общественным мнением просто
громадные. Многие обозреватели Америки считают,
что страной управляет единственная партия –
“Совет по международным отношениям”, который
выбирает из демократических и республиканских
претендентов на президентское кресло только
собственных сторонников. Откровенно агрессивный
представитель республиканской партии Бари
Голдуотер, не пользующийся поддержкой этой
могущественной организации, в пылу полемики
высказал в 1980 году совершенно правдоподобное
предположение: “Этот съезд может оказаться
последним республиканским, а через пару недель
может состояться и последний съезд демократов.
Существуют силы, действующие против нашей
страны. Это – себялюбивые силы, работающие в
нашей стране ради своих собственных интересов”.
В связи с другими “закрытыми”
организациями США, которые используют потенциал
и вооруженные силы страны для решения глобальных
задач по управлению миром, “Совет по
международным отношениям” определяет состояние
мирового сообщества и вырабатывает меры по
руководству глобальными процессами. Возможно,
что именно “совет” ближе всего находится к
процессам управления геополитическими
процессами на земном шаре, но чтобы утверждать
это – слишком мало информации.
Каспийский пирог
Хотите
разобраться
в причинах и мотивах сегодняшних мировых событий
- ищите нефть!
Кто-то из больших пересмешников
очень точно подметил: “Неважно, что вам
говорят,— вам говорят не всю правду. Неважно, о
чем говорят, - речь всегда идет о ДЕНЬГАХ”. Когда
события начинают смещаться ближе к Персидскому
заливу, можно безошибочно утверждать, что речь
идет о нефти.
Последние десять -
пятнадцать лет сформировали определенную
иерархию в мировом энергетическом комплексе: на
вершине нефтегазоносной пирамиды оказались
страны так называемого “третьего мира”, не
разделяющие геополитических претензий
индустриально развитых держав. Тут и Иран с
Ираком, и Алжир... Зависимость тех же Соединенных
Штатов от арабских нефтяных монополий недавно
подтвердил министр энергетики США Спенсер
Абрахам. Он обратился к руководству Организации
стран - экспортеров нефти (ОПЕК) с просьбой
увеличить поставки сырья на мировой рынок, чтобы
не допустить роста цен. По мнению американского
министра, такая уступка со стороны ОПЕК
позволила бы защитить мировой рынок от возможной
дестабилизации в связи с предстоящими военными
действиями против террористов. (Генеральный
секретарь опек али Родригес, в свою очередь,
заявил, что не видит необходимости в наращивании
экспорта).
Не буду вторгаться
в ход расследования преступлений террористов в
Америке, но развернувшаяся после них
антитеррористическая операция в перспективе
направлена на ослабление американской (и не
только) зависимости от арабской нефти. По всем
приметам США готовят “большую облаву”, в
которой бен Ладен и Афганистан только первые в
очереди. В качестве “подозреваемых” Вашингтон
рассматривает Иран и Сирию, обвиняя их в
поддержке экстремистскихорганизации. Далее
следуют Ирак, Йемен, Судан, Алжир. И хотя
Саудовскую Аравию и другие арабские монархии
Штаты считают своими союзниками, не все
подданные этих государств разделяют официальную
проамериканскую позицию властей, о чем
свидетельствует участие саудовцев в терактах
против США в 1998 и 2001 годах.
Реакция мирового
рынка на войну с исламским миром, где
сосредоточена основная часть углеводородов,
может оказаться серьезнее первых “откликов” на
взрывы за океаном. Эксперты не исключают
нефтяного кризиса масштаба 70-ых годов.
Европейские страны уже призвали Джорджа Буша
попытаться избежать ловушки, расставленной
организаторами терактов в США: “удары
возмездия” могут оказаться разрушительными не
только для стран Ближнего Востока, но и всей
экономики Запада. Нефтяной рынок - оружие
посерьезнее накачанных керосином “боингов”.
Западу нужна альтернатива арабской нефти. И она
есть.
В начале
90-ых мне довелось увидеть любопытную
географическую карту мира, изданную в
Великобритании. На ней в жирно очерченные рамки,
расположенные по периметру Союза ССР, были
вписаны названия крупнейших иностранных
компаний и фирм по добыче и переработке полезных
ископаемых. От каждой такой рамки тянулись яркие
стрелы к местам промыслов золота, руды, газа на
территории тогда еще СССР. Карта напоминала план
проведения войсковой наступательной операции с
указанием векторов атак и наименованием
атакующих подразделений, с той лишь разницей, что
вместо корпусов и дивизий в “бой” бросались
концерны и холдинги.
Одна из “стрел” целила в сектор
Каспийского моря. Видимо, уже тогда за рубежом
знали об исследованиях советских геологов,
обнаруживших крупные нефтеносные пласты на
шельфе Каспия. Сразу после распада Союза на
Каспий пришли те, кто был обозначен на той самой
карте. Не буду подробно описывать генезис
“нового Кувейта”, как называли этот район лет
десять назад. Скажу лишь, что с середины 90-ых
предмет особого внимания Вашингтона в
Каспийском регионе - проекты строительства
нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и
нефтепровода Казахстан - Туркменистан - Иран.
Первый проект США усиленно лоббируют, второму
так же усиленно противодействуют. Почему? В
первом случае каспийская нефть будет течь по
трубе в дружественную Штатам Турцию; во втором - в
антипатичный Иран. В немалой степени эти мотивы
определяли точки приложения сил и средств
американских нефтяных компаний,
сосредоточившихся на “бакинском” направлении.
Но последние месяцы изменили расстановку сил и
интересов на Каспийском театре нефтяных
действий.
Американская компания Exxon Mobil
объявила, что первая пробуренная скважина на
месторождении Огуз, расположенном на Каспийском
шельфе, в “зоне ответственности” Азербайджана,
не подтвердила наличия коммерческих запасов
нефти. Ранее предполагалось, что месторождение
Огуз содержит порядка 95 миллионов тонн нефти.
В январе нынешнего года
итальянская группа Agip не нашла значительных
запасов углеводородов на месторождении Кюрдаши.
О том, что она близка к провалу на месторождении
Ленкорань-Талыш-Дениз, сообщила французская
компания Total Final Elf. Все еще остаются под вопросом
и результаты изысканий компании Chevron на
месторождении Апшерон, где предполагалось выйти
на залежи газа в триллион кубометров!
В то же время подтвердились
значительные запасы нефти на казахстанском
месторождении Кашаган и в более мелких
структурах в российском секторе Каспия.
Ожидается, что до конца 2002 года на Северном
Каспии будет открыто еще не менее трех
месторождений. Минприроды России оценивает
ресурсную базу российско-казахстанского сектора
в 8-10 миллиардов тонн углеводородов.
Но эти обнадеживающие сообщения
теряют свою привлекательность, когда речь
заходит о сроках. Когда нефть потечет в одну
сторону, а деньги - в другую?
Дело
в том, что правовой статус Каспия не могут
определить уже в течение десяти лет. Проще
говоря, пять независимых суверенных государств -
Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и
Туркменистан (перечисляю просто в алфавитном
порядке) - никак не договорятся, что, кому и
сколько принадлежит. Россия, Азербайджан и
Казахстан предлагают какие-то компромиссные
варианты раздела, но Иран и Туркменистан
блокируют эти инициативы. Туркменистану с его
ничтожными запасами каспийской нефти и Ирану с
его “персидской кладовой” торопиться с
разрешением правовой коллизии некуда. Мало того,
для Ирана появление на мировом рынке каспийской
нефти экономически невыгодно. Но бесконечно эта
неопределенность продолжаться не может: слишком
большие деньги маячат под мутными водами Каспия!
В конце лета Москву
с неофициальным визитом посетил министр обороны
Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев и
провел консультации с главой МО РФ Сергеем
Ивановым. О чем? О перспективах раздела
нефтеносного шельфа. В то же время на ту же тему в
столице шли переговоры с заместителем министра
иностранных дел Ирана Али Ахани.
Спецпредставитель Тегерана сумел добиться от
российских высших кругов согласия на то, что без
его страны раздел Каспия не начнется. Баку это
известие встревожило: на саммите глав стран СНГ в
Сочи Гейдар Алиев и российский президент вроде
бы согласились с тем, что Ирану участвовать в
переговорах по каспийской тематике
нецелесообразно. И вот Сафара Абиева послали к
российскому коллеге фактически на поклон.
Говорят, что Азербайджан в ответ на российскую
поддержку выразил готовность к
“сотрудничеству” на любых условиях. В
частности, он готов подписать соглашение о
статусе Габалинской радиолокационной станции,
входящей в российскую систему предупреждения о
раннем нападении ракет. До этого в течение десяти
лет Азербайджан под любыми предлогами (к примеру,
угроза экологической катастрофы) пытался убрать
этот объект со своей территории. И вдруг -
азербайджанские ученые заявили, что РЛС
“совершенно безвредна”! Экономическая
составляющая отодвинула на второй план
политическую демагогию.
Как принято было
считать до последнего времени, на встрече в Сочи
удалось согласовать общий подход трех
прикаспийских государств СНГ - Азербайджана,
России и Казахстана - к проблеме Каспия.
В его основе - советско-иранские
соглашения 1921 и 1940 годов, а также ряд документов,
согласно которым морская граница между СССР и
Ираном проходила по линии Астара - Гасан-Кули. В
Баку рассуждали так: раз этих документов никто не
отменял, то пересмотр границ на Каспии касается
только бывших советских республик - России,
Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Но когда
Азербайджан начал активно осваивать нефтяные
ресурсы без определения нового правового
статуса Каспия, Иран выдвинул идею равно-долевой
делимитации моря. “Идея” была подкреплена и
реальными действиями: в конце июля этого года
Иран с помощью своих военных кораблей и авиации
вынудил азербайджанское исследовательское
судно «Геофизик-3” покинуть район спорного
нефтяного месторождения “Алов”. По мнению
аналитиков, эта акция тирана направлена не
только против Азербайджана, с которым у него
плохие отношения со вpемени распада СССР, но и
простив западных компании - их пытались
заставить считаться с иранской позицией. В
результате компания “Бритиш петролеум”
приостановила исследовательские работы в
спорном районе Каспия.
А тут еще визит иранского дипломата
в Москву и разъяснения российской стороны, что
«президента Путина неправильно поняли в Сочи”,
что компромисс по разделу Каспия невозможен без
Ирана. То есть ближайшим соседям дали понять,что
без России их намерения относительно
углеводородных залежей Каспия могут так и
остаться намерениями. Они это поняли. Исходя из
соображений собственной экономической
безопасности. И не только экономической - министр
обороны Азербайджана на встрече в Москве
затронул вопрос о поставке оружия и модернизации
боевой техники советского производства,которой
оснащена азербайджанская армия. Оснащена,
скажем, небогато. ВВС республики располагают
всего тремя перехватчиками МиГ-25, четырьмя
вертолетами Ми-24, а ВМС насчитывают в своем строю
лишь два действующих сторожевых корабля. Правда,
кое-чем уже помогли американцы - “подкинули”
недавно партию катеров береговой охраны с
новейшим радиолокационным оборудованием.
А вот военная авиация Ирана
насчитывает более 1300 летательных аппаратов. Еще
до вступления в силу эмбарго на
военно-техническое сотрудничество России и
Ирана мы успели поставить туда зенитно-ракетные
комплексы С-200 ВЭ и дизельные подводные лодки.
Тегеран готов приобрести более четырехсот
российских танков, вертолеты, реактивные системы
залпового огня, средства ПВО, штурмовики.
Но
и на других берегах Каспия готовы неплохо
заплатить за защиту своих экономических
интересов.
В течение двух лет Феодосийское
производственное объединение “Море” построит
для Туркмении двадцать пограничных катеров. Не
исключено, что военно-морской флот появится и в
Казахстане. Сразу по возвращении Нурсултана
Назарбаева из Сочи в Астане вышло
правительственное постановление об открытии в
порту Актау высшего военно-морского училища.
Что до Ирана, то пока для него
именно Россия лучший пр отивовес США в
этом регионе. Однако, сознавая опасность
возможного столкновения с Москвой в связи с
расширением российской поддержки американских
“акций возмездия”, Иран ищет иной противовес в
этой игре. И противовес этот - Китай, который уже
начал действовать в каспийском направлении.
Есть еще и третья сила - ОПЕК. Этой
влиятельной организации не выгодно нарушение
хрупкого ценового баланса в случае выброса на
мировой рынок большой нефти Каспия. И, скорее
всего, как только каспийская нефть потечет в
какую-либо сторону, то ОПЕК постарается взять
процесс под свой контроль. А что такое ОПЕК? Это
механизм арабского (в основном) контроля за
мировым рынком нефти, ослабить который
американцы хотели бы, в том числе в результате
антитеррористической кампании. Здесь возможное
последствие - новый конфликт, по образу и подобию
ближневосточного, связанного с нефтью
Персидского залива, но уже в зоне Каспия. Под
боком у России.
И это еще не все. В середине
августа премьер-министр Казахстана Касымжомарт
Токаев заявил об открытии крупного
месторождения нефти на территории Аральского
региона. Общий объем прогнозных запасов
углеводородов оценивается в два миллиарда тонн
нефтяного эквивалента, а стоимость - в 130
миллиардов долларов. Прозвучало мнение, что
регион этот может стать вторым по объему запасов
и геологическим перспективам после знаменитой
Каспийской впадины. Кроме того, углеводороды там
залегают на глубине от полутора до двух с
половиной тысяч метров. По сравнению с
Каспийским сектором, где сырье “прячется” на
четырехкилометровой глубине, Аральский регион,
безусловно, более лакомый кусок! Только вот чей?
До сих пор не проведена
делимитация морской границы между Казахстаном и
Узбекистаном. До сих пор Арал рассматривался
этими странами только как скопище неразрешенных
экологических проблем. Теперь, если подтвердятся
прогнозы геологов, интерес к этой точке на карте
оживет. И еще как! Как бы Астане не пришлось
создавать, помимо военно-морской базы на Каспии,
“водоплавающую” вооруженную группировку в
акватории Арала! В свою очередь, Ташкент не
сегодня-завтра захочет стать “морской
державой” пусть на высыхающем, но богатом море. А
отношения Казахстана и Узбекистана уже сейчас
далеки от идеальных: обе республики оспаривают
статус региональной супердержавы и
политического лидера Центральной Азии. Если
амбиции подкрепит “нефтяная опора” (она же
финансо |