b-m-1.jpg (2293 bytes)

b_m.jpg (5951 bytes)


№ 11 (77). 11 ДЕКАБРЯ 2001 года

ГЛАВНАЯ АРХИВ ПОЧТА НАШИ АВТОРЫ ПЕРЕВОДЧИК ПОГОДА ЮМОР ПОИСК


ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИС?

ДЕСЯТИЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ

Малому бизнесу - развитие

8-4.jpg (3143 bytes)
Владимир Ермаков,
директор учреждения «Центр обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис»

Поддержка и развитие малого предпринимательства в последнее время стали приоритетными в государственной экономической политике. В этом видится прежде всего заслуга Н.А. Назарбаева, как главы суверенного Казахстана, государственного деятеля, прекрасно осознающего, что малый бизнес тесно связан с решением вопросов занятости наших граждан и является одной из основных движущих сил рыночного хозяйствования. Новым подтверждением этому служит образование Совета предпринимателей при Президенте Республики Казахстан, который призван придать дополнительный импульс развитию бизнеса в государстве.

Активизирует свою работу Координационный совет Форума предпринимателей Казахстана, созданный в сентябре текущего года и объединяющий уже более 40 различных общественных ассоциаций страны. И в то же время проблем в малом бизнесе по-прежнему предостаточно.
Прежде всего, на наш взгляд, в современных условиях речь должна идти об обеспечении действительной свободы предпринимательской деятельности, снижении административного давления на нее, снятии барьеров, которые сдерживают творческий потенциал, заложенный в личности предпринимателя.

Да, за истекшее десятилетие в основном создана законодательная база для ведения бизнеса. Достаточно назвать Конституцию, Гражданский кодекс РК, такие основополагающие законы, как «О государственной поддержке малого предпринимательства» , «Об индивидуальном предпринимательстве», «О защите и поддержке частного предпринимательства», акты по всем основным организационно-правовым формам юридических лиц, Указ Президента Республики Казахстан «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций» и ряд других. Разработаны и осуществляются Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 гг., Концепция развития ремесленничества, меры по поддержке отечественных производителей, женского предпринимательства. Все это, конечно, приносит положительный эффект.

Всего же за годы независимости принято свыше тысячи законов. И в то же время отдельные из них противоречат друг другу и, в силу своей некачественности, постоянно меняются, в них вносятся все новые и новые поправки. Это относится к законам «О хозяйственных товариществах», «Об акционерных обществах» и целому ряду других. Чтобы такого не было, для принятия качественных законов каждый законопроект должен подвергаться правовой экспертизе, широкому обсуждению предпринимательской общественности.

К сожалению, меня тревожит и другая тенденция: совершенствование законодательства по бизнесу у нас нередко идет не вглубь, а вширь, не в сторону предоставления предпринимателю большей свободы (ведь для него главное, чтобы ему не мешали), а в сторону изобретения чиновниками для него новых и новых правил поведения. Поэтому и не работает наше законодательство в полную силу. К примеру, это Административный кодекс, принятый без широкого обсуждения, Закон «О некоммерческих организациях», являющийся не лучшей перепечаткой Гражданского кодекса и т. д.

Приведу еще ряд примеров. Отрицательную реакцию предпринимательской общественности вызывают законопроекты «О торговле» (разработан Министерством экономики и торговли), «О защите прав субъектов малого предпринимательства при проведении государственного контроля» (Агентство по регулированию естественных монополий).

Первый из них, в имеющейся редакции, по своей сути является попыткой реанимации «Правил советской торговли», так как предполагает создание некоего государственного уполномоченного органа, основной задачей которого будут регулирование порядка организации торговли (ст. 10, п. 4), контроль за осуществлением торговой деятельности и привлечение к ответственности за нарушение правил торговой деятельности (ст. 25, п. 1), координация деятельности компетентных государственных органов в части осуществления контроля над торговой деятельностью (ст. 25, п. 2).

Второй в большей степени суммирует нормы действующего законодательства в области защиты и поддержки прав предпринимателей, создаёт излишнюю структуру - адвокатуру малого бизнеса (новое РГП), которая будет дублировать функции ассоциаций предпринимателей (ст. 13, п. 2 Закона «О государственной поддержке малого предпри- нимательства»). Этот акт может явиться своеобразной инструкцией для контролирующих органов.
Коротко еще об одной проблеме, нерешенность которой тормозит развитие малого бизнеса. Это - лицензирование.

В последнее время наметилась не только устойчивая тенденция передачи полномочий лицензирования только центральным исполнительным органам (туристская, фармацевтическая, строительная, образовательная и другие отрасли), но и расширение ими через посредство собственных приказов, правил и инструкций перечня лицензируемых видов деятельности. Дело дошло до того, что контролируются даже такие работы, как побелка и покраска помещений, производство плинтусов и реек. А за получением лицензий на эту деятельность надо ехать только в Астану. К примеру, в Алматы функционирует около 400 (в Казахстане - 600) фирм, занимающихся туристическим бизнесом, и все они обязаны пройти лицензирование в Агентстве по туризму и спорту в Астане. Только прямые затраты этих фирм на оформление документов (транспортные, гостиница, проживание) составляют, по самым скромным подсчетам, около 200000 долларов США.

А представим картину, что в документах у вас оказались неточности. Тогда вам придется еще раз съездить в столицу. Не лучше ли эти деньги вложить в развитие инфраструктуры туризма, а лицензирование предоставить департаменту туризма аппарата акима г. Алматы, в соответствии с особым статусом южной столицы. Вызывает опасение включение ряда норм, касающихся вопросов лицензирования, в другие законы РК, к примеру, «Об архитектуре и градостроительной деятельности», который предусматривает ежегодный технический аудит для строительных организаций и, следовательно, будет тормозить развитие малого бизнеса в данной сфере.

Да, все сказанное здесь может вызвать и несогласие, а работники госструктур будут рьяно отстаивать свои позиции, доказывая, что их законодательные инициативы направлены на благо государства. Однако, нас беспокоит тот факт, что таких инициатив становится с каждым годом все больше, а вот необходимые внесения изменений в законы тормозятся.
К примеру, просьбы общественности ускорить принятие законов «О легализации имущества в предпринимательской деятельности», «О собственности», «О лоббировании» и ряд других остаются втуне. Убежден, что принятие, к примеру, Закона «О легализации имущества в предпринимательской деятельности» значительно увеличит собираемость налогов и поступления в бюджет.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИС?

МЭАЕ: лауреаты-2001

8-1.jpg (7899 bytes)   8-3.jpg (6771 bytes)

Решением президиума Международной экономической академии Евразии известным государственным деятелям и выдающимся ученым Казахстана присвоено звание лауреата премии этой академии, передает Казахское информационное агентство. Вручение дипломов состоялось 4 декабря в Алматы.

Всего президиумом были оценены заслуги семи человек. Вклад в процесс сближения экономик стран СНГ и теоретические исследования рыночных отношений Нигматжана Исингарина. Работа в области практического осуществления экономических реформ Заманбека Нуркадилова. Исследования и распространение новых общественно-экономических отношений Нины Савицкой. Социально-экономические исследования Анатолия Юсупбаева. Вклад в развитие теории и практики экономической науки Кенжегалий Сагадиева, Аманжола Кошанова и Копжасара Нарибаева.

Мероприятие, приуроченное к 10-летию независимости Казахстана, прошло в торжественной обстановке. Лауреатам были также вручены удостоверения и памятные медали.
КазААГ

Международная экономическая академия Евразии - одна из самых крупных общественных организаций в научной сфере нашей республики. Она была создана в 1997 году, проводит масштабные исследования в области экономики и насчитывает 75 академиков и около 50 членов-корреспондентов. В ее составе не только казахстанские, но и зарубежные представители науки, культуры, общественные деятели из 18 стран мира - от США до Австралии.

В позапрошлом году президиум МЭАЕ учредил премию академии, и в 2000-ом ее первыми обладателями стали шесть человек, двое из них - из зарубежья. В нынешнем новыми лауреатами определены семь человек, все - казахстанцы. Награды вручил им президент МЭАЕ Сагандык Сатубалдин.

Выступая с благодарственным словом, Кенжегалий Сагадиев сказал, что хотя он не является членом этой академии, но заинтересованно следит за ее работой. Он выразил удовлетворение тем, что в МЭАЕ объединено большое число крупных экономистов, занимающихся исследованием проблем экономического развития Казахстана и соседних стран.
Аманжол Кошанов высказал пожелание: МЭАЕ следует проводить представительные международные конференции с участием России и других государств Содружества. Потенциал академии очень велик и вполне позволяет это делать, а также выпускать монографические труды по актуальным проблемам развития Евразийского экономического сообщества, стран Центральной Азии.

После церемонии награждения новых лауреатов исполняющий обязанности генерального секретаря ЕврАзЭС Нигматжан Исингарин дал интервью присутствовавшим на ней журналистам.
Он рассказал о состоявшейся на днях в Москве юбилейной встрече руководителей стран СНГ. По ее итогам, отметил Н. Исингарин, были приняты всего два документа: заявления по поводу 10-летия СНГ и ситуации в Афганистане. Это разительно отличается от первых лет существования Содружества, когда обильно принимались общие документы. Их насчитывается уже более 1200, но исполняются всего 5-6 процентов. Зачем же тогда они нужны? Сейчас СНГ претерпевает серьезные изменения в организационных формах своей работы, определяются новые цели и задачи, поскольку начальные попытки сохранить между участниками СНГ тесные экономические связи, образовать единое экономическое пространство, сформировать Экономический союз не принесли заметного успеха. Теперь усилия сосредоточиваются на создании зоны свободной торговли. В перспективе СНГ будет работать также по отдельным общим проблемам политического, военного и гуманитарного направлений и в других сферах. И Содружество, безусловно, сохранится как форма достаточно тесного международного сотрудничества новых независимых государств. Вопросы углубления экономической интеграции будут решаться скорее на региональном уровне - Евразийского сообщества, ГУАМа, в рамках взаимодействия закавказских государств. В целом СНГ более определенно находит ту нишу, в которой оно будет работать в перспективе.

Касаясь прозвучавшего на юбилейном саммите предложения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о возможном создании альтернативной ОПЕК организации прикаспийских нефтегазодобывающих стран, Н.Исингарин подчеркнул, что эта идея достаточно жизненна. Ввод в действие КТК - большой плюс в данном направлении. И если удастся решить проблему разделения Каспия, то это станет еще одним большим шагом на пути сближения названных государств. Как и создание надежных маршрутов транспортировки нефти и газа из региона. Все это может стать предпосылками для более тесной политики взаимодействия, но, видимо, такие подвижки произойдут не столь быстро, ведь интересы прикаспийских государств еще очень разнятся.

Отвечая на вопрос о возможном дальнейшем падении мировых цен на нефть, Н.Исингарин высказал прогноз, что начавшийся кризис в глобальной экономике будет вскоре преодолен, и в середине следующего года, видимо, произойдет ее стабилизация. А значит, столь глубокого падения цен на нефть, которое произошло три года назад, когда они опустились до 9 долларов за баррель, не случится. Следует ожидать их остановки, где-то на уровне в 15-18 долларов.
В отношении ЕврАзЭС исполняющий обязанности его генерального секретаря отметил, что идет организационное оформление этого сообщества. Чтобы создать действенную международную структуру, нужно было принять около 40 нормативных документов, из них более 20 уже имеются. Оставшиеся полтора десятка актов предполагается принять в первой половине будущего года. Но уже к 1 января будут сняты основные организационные вопросы. Мы сейчас, заявил Н.Исингарин, пытаемся реализовать новые идеи и подходы. У нас осуществляется масса мероприятий - по вопросам формирования общего таможенного тарифа, единой таможенной территории, взаимодействия в согласованной структурной перестройке экономики и т. д. Одновременно идет и разработка соответствующих документов, и их подписание, и реализация уже принятых. Мы также хотим четко обозначить временные параметры исполнения намеченных задач. И оперативно информировать граждан стран ЕврАзЭС о планах и происходящих качественных изменениях в сообществе. Сегодня пока такой работы нет, и наши дела зачастую не видны, отсутствует контроль со стороны общественности. Прозрачность же осуществляемых в рамках ЕвразЭС мероприятий, такой контроль, возможность оценки предпринимаемых общественностью шагов должны быть обеспечены. Конечно, как удастся реализовать намеченные планы, покажет время. Но мы надеемся на лучшее.

Геннадий КУЛАГИН

НА СНИМКАХ: президент Международной экономической академииЕвразии С. Сатубалдин вручает награды Н. Исингарину и Н. Савицкой. Фото Валерия ШИПУЛИНА

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИС?

Пресса как зеркало становления государственности

8-6.jpg (4239 bytes)
Аяган Сандыбаев
- специально для БМ

«Свободная пресса может быть и хорошей, и плохой. Несвободная - только плохой», - заметил в свое время А. Камю. Имели ли в виду эту истину те, кто десять лет назад находился у истоков создания отечественного информационного пространства? Однако, как бы то ни было, сегодняшнее состояние нашей прессы подтверждает, что в целом выбранные ими ориентиры оказались верными.

Чтобы убедиться в этом, вспомним «отправной» для нас 1991-ый. Именно в том году был принят впервые в истории страны Закон о печати, провозгласивший свободу слова, отменивший цензуру, открывший неслыханные дотоле возможности для развития прессы. И если в 1990-ом в Казахской ССР было всего 21 негосударственное СМИ, то через три года в республике работали 128 негосударственных печатных и 43 электронных СМИ.

Ныне ежемесячно появляются 25-30 средств массовой информации. Только за первые шесть месяцев 2001 года в Министерство культуры, информации и общественного согласия поступили 512 заявлений на регистрацию СМИ.

В стране действуют полторы тысячи средств массовой информации, около 80 процентов из них - негосударственные. Появились новые типы изданий - экономические, аналитические, рекламные, развлекательные. Все шире становится сеть кабельного телевидения.
За эти годы сформировался информационный рынок, функционирующий на принципиально иных основаниях, которые сегодня являются гарантией свободы прессы. Он гармонично вписывается в национальную экономику, становится ее важным звеном.
Заметны и качественные изменения в казахстанской прессе. Наиболее популярные периодические издания по своему содержательному уровню, оперативности, глубине анализа, полиграфическому исполнению отвечают современным требованиям. По темпам развития печати наша страна опережает многие государства СНГ.

Казахстан выбрал свободу слова, следуя институту плюрализма. В труднейшее для отечественной прессы время глава государства предложил дополнить Уголовный кодекс статьей, осуждающей преследование журналистов за критику со стороны должностных лиц, учредил профессиональный праздник работников печати, ежегодные президентские гранты и премии в области СМИ.

В этой конкретной заботе, вероятно, присутствовало и его желание активно способствовать появлению журналистов, умеющих работать без привычной оглядки на Первопрестольную. Оказывается, и к свободе нужно привыкнуть. Особенно после распада империи, когда мощная полиграфическая база и лучшие журналистские кадры остались в Москве.
Суверенная страна узнавала мир, оценивала новый расклад в мировой политике, экономике, искусстве и т. д. глазами представителей московских СМИ. Естественно, нужно было изжить этот комплекс неполноценности. Одним это удалось, другие продолжают изо дня в день пересказывать мысли московских коллег с казахским акцентом.

Недавно на республиканском семинаре, посвященном проблемам развития региональной прессы, известный общественный деятель Жасарал Куаныш-Али затронул эту тему. По его мнению, даже наши опытные тележурналисты обнаруживают поразительную беспомощность при анализе серьезных вопросов, в особенности международных событий.

В XXI веке знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в индустриальных странах этот тандем, благодаря своим неоспоримым преимуществам, подчинил себе силу и богатство. Стал определяющим фактором функционирования власти. Неспроста его непосредственные носители и распространители, особенно СМИ, все больше превращаются из власти четвертой в первую.

Возможно, такая тенденция у нас пока не столь заметна, как в других странах, ставших ареной острейшей борьбы за владение наиболее влиятельными средствами массовой информации. Хотя недавние события, связанные с созданием общественного движения «Демократический выбор Казахстана», еще раз подтвердили серьезную роль публичного слова.

Осмысливая развитие отечественной прессы в условиях становления государственности, можно с полным правом говорить о том, что наш Закон «О средствах массовой информации» закрепляет гарантии свободы СМИ. А именно: полный запрет цензуры, ликвидация государственной монополии на СМИ, освобождение отечественных СМИ от 20-процентного НДС, снижение почтовых тарифов на подписку и доставку в среднем на 30 процентов.
Однако говорить о формировании четкой правовой базы, достаточной для развития демократической прессы, рано. Состояние самих СМИ, их взаимоотношения с собственниками, невнятная реакция властных структур на аргументированные выступления журналистов требуют глубокого анализа и подготовки грамотных юридических норм.

К примеру, популярная в Костанайской области газета «Твой шанс» опубликовала большое интервью с руководителем известной в республике фирмы «МиД» О. Мочалкиным, где он очень подробно, как для следователя, рассказал о неблаговидных делах власть предержащих. Без купюр привел слова конкурсных управляющих, сказанные ему официально: «Нам надо ежемесячно «отстегивать» за то, что нас сюда назначили, в областной суд, иначе нас снимут».
Читатель, естественно, понял, что речь идет о взятках. Однако он так и не узнал, как отреагировал на это, скажем, председатель областного суда г-н Е.Канаданов. Получается, что прав О.Мочалкин, иначе, как объяснить гробовое молчание слуги Фемиды? Подобные факты дают право читателям говорить о коррумпированности судебной системы, дискредитируют инициативы Президента РК, направленные на строительство правового общества.
Есть сложности и во взаимоотношениях власти и прессы. Нередки случаи, когда должностные лица, отождествляя себя не только с властью, но и с конкретными ее носителями - Президентом, Правительством, акиматами всех уровней - препятствовали получению информации под разными предлогами. Дескать, коммерческая, служебная тайна и т. д.
Однако небезгрешна и пресса, нередко подтверждающая заверения психологов о том, что первобытный человек всецело пребывал в тисках собственных эмоций и в состоянии абсолютной безответственности. Ныне об этом вспоминаешь, когда понятие ответственности связывают с диктатурой, тоталитаризмом и ущемлением свободы. Ни один журналистский коллектив в Казахстане не отвечает в полном объеме за обнародованные материалы. В выходных данных газет недвусмысленное предупреждение: «Редакция не несет ответственности».

Поэтому уже никто не удивляется, когда в СМИ грубо искажают имена и фамилии известнейших людей республики. И при этом даже не извиняются перед своей аудиторией.
В последнее время значительная часть масс-медиа оказалась вовлеченной в дела крупного бизнеса, превратилась в информационные структуры финансово-промышленных групп и инструменты их политического влияния. Безусловно, этот процесс произошел объективно, на основе встречного движения крупного отечественного капитала и отдельных средств массовой информации.

Однако утверждать, что пресса на полную мощь участвует в становлении государственности, рано. Частные СМИ озабочены исполнением желаний своих учредителей - хозяев. А официальная пресса продолжает работать по принципу партийной печати, оставаясь, как и восемьдесят лет назад, винтиком огромной махины. Региональная же печать занята пересказом установок местных акимов и описанием локальных событий. Поэтому нередко скучны и те, и другие, и третьи.

В этом контексте не лишены актуальности мысли нашего коллеги, доктора социологии Сергея Харченко в «Казахстанской правде»: «Сегодня от имени Президента выступают акимы и чиновники всех уровней, но на самом деле многие из них преследуют личные цели и лоббируют интересы тех или иных компаний. СМИ областного или городского уровня обеспокоены проблемами своих регионов, а общенациональная безопасность и общегосударственные проблемы остаются на втором плане».

К сожалению, такая проблема существует. Так, в некоторых областных газетах до сих пор можно увидеть сводки о ходе уборки урожая, взмета зяби, подготовки семенного фонда. При этом они не только сохранили лексику, лиды, верстку тех лет, но и дух «развитого» социализма. Если учредителем газеты является аким - это не означает, что она должна ограничиваться только освещением событий данной области.

Время диктует новые требования. Наиболее объективный взгляд на деятельность прессы - это взгляд на нее как на процесс, в ходе которого из отрывочных фрагментов складывается объемная мозаика действительности, преодолевается ограниченность индивидуальных воззрений, создается системное видение наиболее важных общественных проблем.
В данном смысле за прошедшее десятилетие многое изменилось на нашем информационном пространстве. Это - формирование подлинной рыночной идеологии и правовой культуры в общественном сознании, а также сохранение межнационального согласия.
Ныне перед прессой, на мой взгляд, стоит не менее трудная задача. По мере обретения поддержки общественности и рыночного опыта СМИ должны достичь большей экономической свободы. Именно тогда они смогут полнее выражать общенациональные интересы. С достижением такой свободы, очевидно, можно будет говорить о прессе, способной на подлинно независимые суждения в интересах становления государственности.

Hosted by uCoz