ГОРЕ СТРАНЕ, В
КОТОРОЙ ВСЕ СОГЛАСНЫ
Спаси нас, Всевышний,
Не от врагов наших,
А от самих себя, неразумных...
Почему рассыпалась советская империя?
Этим вопросом многие аналитики, да и просто
думающие люди задаются не один год. В зависимости
от планки сообразительности, от принадлежности к
тому или иному социальному слою возникают
ответы, один фантастичнее другого: так
запрограммировали инопланетяне; мысль
материальна – сбылся один из катранов Мишеля
Нострадамуса; еврейская диверсия; дело рук
американских империалистов; власть предержащих
больше не могла скрывать награбленное; это все
китайцы – им территория нужна, - такие вот
дословно ответы я получила в интервью на улицах
южной столицы.
А ведь, думается, все много проще и много сложнее.
Страна, советская империя, где все со всем были
согласны, привела тем самым общество к состоянию,
в котором принципы стали изъянами для
здравомыслящих людей, свобода – роскошью,
которую себе могли позволить только отдельные
представители самой высокой власти. В этом
обществе люди бежали с утра и до утра по кругу,
догоняя друг друга и себя самого в
социалистическом соревновании. В этом обществе
главенствовали не законы, утвержденные во
Всенародной Конституции, а аффидевит, документ,
приравненный к судейскому постановлению,
выписанному под давлением телефонного права.
В этом обществе люди, отринув Веру в Создателя –
в его Кару и Благость, не смогли научиться верить
без оглядки в совершенство, предлагаемое
Моральным Кодексом Строителя Коммунизма,
партийным и комсомольским билетами, пионерским
галстуком и даже – октябрятской звездочкой. Не
смогли, потому что слова расходились с делами.
Потому что империя держалась на Кнуте и Страхе. И
веровать в коммунистическое будущее по воле
Генерального секретаря могли лишь наивные, не
отличающие черное от белого, не видящие
полутонов.
А ведь верить, как и жить – это аксиома – нельзя
научиться. Н. Назарбаев в «Итогах» (№48, 1998г.)
сказал «Понимаете, нам, президентам, приходится
сегодня вести людей туда, куда они объективно не
хотят». То есть люди и сегодня, после
приобретения суверенитета, еще не поверили в
новое светлое будущее, а заставить их искренне
верить и работать всем вместе на далекое
общество невозможно. Можно научить попугая
говорить. То есть, воспринимать звуки
механически. Вот эта механическая вера, - так
положено, выходящая из механической – по кругу
жизни, и привела к крушению советской
идеологической машины, свергнувшей практически
в одночасье своего родителя – имперскую махину.
Отрицательного оказалось больше, чем
положительного, и двуликая идеология советского
времени, сколь ее ни прикрывали кумачами и
пурпуром знамен и транспарантов, великолепными
постановлениями ЦК КПСС, показательными
гигантами-дворцами, не смогла удерживать в позе
единого искусственного поклонения миллионы
людей, не только обучившихся за время этого
режима грамоте, но и начинающих учиться думать.
Ум сметает искусственные божества, партийную
аристократию, вознесенную на престол не народом,
а политическими процессами. В человека, изгоняя
Януса, постепенно вселяется другой бог –
духовность. Знаменитый Антуан де Сент-Экзюпери
сказал однажды: «Есть лишь одна проблема,
одна-единственная в мире: вернуть людям духовное
содержание, духовные заботы».
Однако, приобщенный к духовности, просвещенный,
думающий человек становится опасен для той
власти, которая создала или создает режим
очередного или очередных партайгеноссе. Во
власти ведь тоже есть неглупые люди. И они
понимают, что удержать бразды можно, пока
обыватель бежит по кругу, догоняя сам себя; пока
политики, депутаты, чиновники разных рангов
больны атараксией. Этим термином медицинские
светила обозначают клиническое бесстрашие и
невозмутимость. По Эпикуру истинный философ
должен, даже поджариваясь на медной сковороде,
повторять: как приятно, как нежно, как сладко… И
видя страдания народа, голодных детей,
безработицу, суициды, твердить, что все
утрясется. Находить мелких ворюжек и отводить
взоры от воров, амнистировать то, что было
однажды украдено, а может, и не однажды, используя
служебное положение.
Довести эпикурейством страну до того состояния,
когда стало немодно не красть, неприлично не
предавать интересы государства. Когда самим
чиновникам-министрам говорят на самом высшем
уровне: живите скромнее… Но им не стыдно, они
сравнивают свое награбленное с соседским –
благо, есть с чем, живут-то в своих резервациях. И
им не стыдно, проштрафятся, пересядут в другое
начальствующее кресло. И т.д. Именно атараксия
эта ужасная, неизлечимая болезнь одних –
меньшинства, заставляет других – большинство
насильно существовать в мире политических
процессов, импортных вещей и долларовых купюр.
И все же.
Власть предполагает, что ее хозяин – народ
(демос), однажды, почесав затылок, может выйти из
этого порочного круга, и потому отвлекает
общество от сути самой жизни, занимаясь мишурой:
показывая важность игры в поддавки среди себя
самой, попутно выискивает врагов, где только
можно, чаще внутри общества, то есть народа, ибо
себя власть относит к сливкам, а не к обрату,
мешающему ей создавать «новый свет» для себя. От
того, что мы перепишем Законы под строящееся,
якобы, по новым принципам экономическое
хозяйство, вряд ли у народа добавится веры в
“объективное не хочу”. Тон, все-таки, задает
идеология. Что ныне проповедует наша идеология?
Год культуры? Год независимости? Или время
насаждения всеобщего согласия?
Прошло чуть более трех лет, когда тогдашний и до
недавних дней – еще прокурор г-н Хитрин своей
волей одним махом возбудил загодя уголовное дело
против почти всего информационного пространства
республики без предъявлений каких-либо
обвинений. Шокирующее, абсолютно противоправное
мероприятие, говорящее о неисполнении, а может и
незнании Законов самим Генеральным прокурором.
Были нарушены не только права юридических лиц –
творческих коллективов редакций газет, нарушены
права журналистов, огульно оклеветаны те и
другие. Были нарушены права народа Казахстана,
поскольку предпринималась попытка запретить
получать информацию из тех законных и
определенных источников, которыми пользуются
читатели.
Только шум, поднятый в зарубежной печати и личное
вмешательство президента Казахстана остановили
эту бредовую идею, основанную на вопиющей
юридической безграмотности. И что – кто-то понес
ответственность за причиненный моральный ущерб?
Какие-то были сделаны выводы? Кто-то, тот же Юрий
Александрович хотя бы, извинился перед СМИ за
неудавшееся на них «покушение»? Сказал народу,
что произошел юридический нонсенс?
В любом случае – попытка привести печатные
издания к единогласию не удалась. Но это было три
года назад. Теперь – та попытка повторяется, но
более массированная, с соблюдением видимой
завесы законности. В Парламент переданы поправки
в Закон о СМИ, исполнение которых средствами
массовой информации в случае, если депутаты
проголосуют «за», приведет к тому, что не удалось
с первого раза – созданию СМИ с «единогласной
платформой». Не надо себя тешить, что поправки
касаются лишь электронных средств, они касаются
всех СМИ. Особенно в той их части, что за то, как
думает цитируемый источник информации, отвечает
не сам источник, а тот, кто его цитирует. То есть
скажет, например, любой чиновник глупость, а
ответственность за эту глупость несет не сам
дурак, а обнародовавший эту глупость журналист.
Почему по странной причине – непризнания судом
определенного адвоката – отложен процесс по
обвинению гл. редактора газеты «Сол дат»
Ермурата Бапия и автора материалов в Интернете,
перепечатанных газетой, Каришала Асанова в
оскорблении чести и достоинства президента
Казахстана? Причина, думается, в другом – сегодня
гл. редактор за перепечатки не несет юридической
ответственности. Завтра, то есть когда будут
приняты поправки, он отвечает уже по
обновленному Закону. Заметьте, Закон – обратной
силы не имеет, но не Закон же ведь меняется, а лишь
вносятся дополнения. Не станет ли это
предположение в нашей беспредельной жизни
поводом для применения дополнений именно в
данном судебном процессе? Тем более, что депутаты
вряд ли откажут правительству в скором
рассмотрении изменений Закона о СМИ в данном
ракурсе. И выйдет на просторы страны еще один
документ, латанный-штопанный, с обязательными
погрешностями и обязательным применением…
Ограничивающий, а если быть точным,
накладывающий вето на свободу слова, дающий
прокуратуре и юстиции – надзорным за СМИ
органам, - возможность «создавать» печать,
отказывающую народу в плюрализме. То есть можно
будет спорить о породах коров, об удоях, но надо
будет молчать о ворах, грабящих народ, о
чиновниках, помыкающих национальной
безопасностью страны; имея на руках документы,
свидетельские записи, не иметь возможности их
использовать. Ведь ответственность журналистов,
редакции за цитирование источника непременно
перейдет в ответственность их за содеянное
источником – именно так построены по звучанию
дополнения в Закон. Снова от безграмотности? Или
сознательно?
«Чиновники, неспособные на открытую полемику, но
поднаторевшие в интригах, пытаются использовать
конфликты (между И. Савостиной и А. Аимбетовым)
для нейтрализации неудобных изданий, подавления
оппонентов и, в конце концов, чтобы исключить
инакомыслие как явление и установить на
территории страны «единую правду» на всех». (Из
обращения мажилисмена Серика Абдрахманова к
Генеральному прокурору РК г-ну Тусупбекову Р.Т.).
К сожалению, прав Серик Абдрахманов. Чиновники
способны устраивать «головомойки» по телефону,
требовать процессов при закрытых дверях, не дай
бог, наружу какая-нибудь тайна вырвется – да
разве есть у нас еще тайны? – только не решаются
на прилюдную дискуссию. Что уж там, на прилюдную,
получить письменный ответ на запрос редакции и
то проблематично. Или молчание, или такая «лажа»,
что читаешь и диву даешься. Безграмотно
стилистически, орфографически – это пустяки!
Безграмотно юридически!
Просишь, положим, Генеральную прокуратуру
разобраться в казусе – почему суд от истца
требует те документы, которые истец не может
получить от ответчика, поэтому и подает в суд. В
ответ – пришлите документы суда. Бог ты мой,
отвечаем мы, Вам направили газету, все документы
в ней опубликованы. Нет, не соглашается
прокуратура, нам этого недостаточно. Но ведь у
Вас есть эти документы, зачем нужен который по
счету экземпляр… И складывается впечатление,
что прокурорским работникам, судейским НЕЧЕМ
больше заниматься, кроме того как гонять по кругу
заявителей. Впрочем, на этот счет прекрасно
сказал нынешний председатель Верховного суда
Кайрат Мами: «Говорить о том, что весь судейский
корпус страны погряз в коррупции, было бы по
крайней мере некорректно. Коррупция,
взяточничество – явления повсеместные, это
порочный круг, которым охвачены многие
государственные структуры, и суды здесь не стали
исключением».
М-да, всем сестрам по серьгам… А кто вот этих
«сестер» на чистую воду выведет? «Суды, которые
не исключение», прокурорские работники,
отказывающиеся читать документы в печати и
поэтому не имеющие возможности выполнять свои
служебные обязанности? Кстати, исходя из
вышеприведенного определения господина Мами,
напрашивается вопрос касательно нашей
идеологической темы. Могут ли быть бесстрастными
и объективными органы, ставящие вопрос об
оскорблении чести и достоинства президента, если
взяточничество – явление повсеместное? Честное
слово, сомневаюсь. На газетном рынке, как на любом
другом, идет конкуренция. Разве кому-то не в
радость погубить конкурента? За взятку,
естественно… И закрыть издание. Кстати, оказав
тем самым президенту медвежью услугу. Ведь
именно он требует от печати плюрализма мнений.
Вспомните, с каким сожалением он сказал: «От
независимых (СМИ) ничего не зависит».
Многие, услышав эту каламбурную фразу,
ухватились за нее, не дав себе возможности
подумать, разобраться в ее смысле: много ли, в
самом деле, зависит от изданий, независимых от
народа, сводящих по заказу своих владельцев
счета с неугодными им лицами. Голословно
сводящих, не имея ни серьезных анализов, ни
фактических документов… Вот уж поистине –
содрогание воздуха, да и только.
«Горе стране, где все согласны» – говорил
декабрист Никита Муравьев. Именно в «согласной
стране», в ее недрах, потом на кухнях зреет
несогласие, которое, в итоге, выплескивается в
армии, на площади, подхватывается как граждански
зрелыми, так и незрелыми людьми, и происходит – в
лучшем случае бескровный переворот, в худшем –
затяжная гражданская война. «Полное
единогласие» сметает все на своем пути. Неужели
уроки истории ничему не учат?
Когда выходят пенсионеры на митинги – это
хорошо. Надо поклониться в ноги Ирине Савостиной,
что голодный люд “выпускает пар” на собраниях,
цивилизованно, перепиской с органами власти,
защищает свои права, а не хватает первую
попавшуюся палку и не идет бить витрины
магазинов. Надо поклониться в ноги этой стойкой
женщине, которая сеет мужество вокруг себя,
помогает отчаявшимся людям сохранить самих себя,
сохранить честность, благородство, высокий
патриотический дух, гражданскую позицию.
Надо сказать «Спасибо» «неудобным» изданиям,
которые в меру своей информированности «за уши
оттаскивают» зарвавшихся чиновников – дельцов
от государственного пирога, помогая тем самым
президенту бороться с беспределом, коррупцией,
возникающей мафиозностью.
Надо разместить госзаказы, и тем самым оказать
поддержку тем СМИ, которые, не взирая на
увещевания чиновников от Закона и Денег,
показывают, как свита создает культ личности
президента. Откройте госиздания («Казправду»,
«Экспресс К» и др.) – на каких только страницах и
сколько раз за номер всуе: по поводу и без повода,
рекламируется президент. В духе той
идеологической машины, которая уже однажды
привела к развалу огромную страну. Даже очень
личное – президент у портрета матери –
выносится наружу. Как можно манкировать святым?
А подумал ли кто-нибудь из этих горе-идеологов,
какие толки вызовет сообщение о выставлении на
тендер комитетом государственного имущества и
приватизации Министерства финансов РК ЗАО
“ХОЗУ” с целью содержания в течение пяти лет за
счет нового хозяина историко-культурного и
архитектурного комплекса “Резиденция первого
Президента Республики Казахстан” и загородной
резиденции Президента Республики Казахстан в
Алматы.
Буквально вчера, забежав на рынок, услышала
совершенно потрясающий вопрос от торговца
яблоками:
– А что, наш президент собирается эмигрировать?
– ?!
– Продается его резиденция. Это говорит о двух
моментах – или эмиграция, или в государстве с
финансами так туго, что бюджет не в состоянии
содержать резиденцию–музей и президент, если он
не выезжает из страны, переедет в частную
квартиру…
– Просто в государстве, Вы знаете, худо
с финансами, – попыталась я объяснить, – и
решено, продав «ХОЗУ», найти таким образом
дополнительные средства на содержание и
резиденций, и других предприятий соцкультбыта.
– Почему туго с финансами? – вмешался продавец
картофеля, – бюджет исполнен, а Марченко вот
только на пресс-конференции сказал, что на много
лет вперед мы не будем зависеть от МВФ, что
банковские дела прекрасны и инфляция в два раза
ниже.
– Я думаю, Назарбаев устал от своих
чиновников и хочет уйти на пенсию, – это
заговорила зеленщица. – Ведь можно было
объяснить народу, почему «ХОЗУ» вместе с
резиденциями выставляются на торги? Вы напишите
в газете, что мы, кто торгует на базаре, могли бы
скинуться, нас, торговцев, по всей стране – ой,
сколько, помогли бы резиденции содержать. А если
«ХОЗУ» купит иностранный инвестор? Он будет
сначала управлять резиденциями, а потом и
президентом?
Не купив фруктов, я срочно ретировалась с базара.
Что я могла ответить людям, знающим жизнь не
понаслышке, не из газет и с телеэкранов, а
изнутри. Честное слово, было стыдно.
Только вот за кого?
За тех, кто возможно из угодливости, а может и
бессознательно, но создает культ личности
Назарбаева, за тех, кто непродуманными
действиями, ничего не объясняя людям, искажают
рейтинг Назарбаева как в своей стране, так, в
итоге, и за ее пределами. Вот это, думаю, и есть
оскорбление чести и достоинства
человека–патриота, сторонника строительства
цивилизованного государства, первого в его
сложной истории президента.
Когда мы строим новый завод, новый мост, новый
город, делаются несколько проектов, и в итоге, в
ходе дискуссий и полемик, выбирается один,
наиболее отвечающий требованиям. Порой – даже
собирательный. Мы создаем новое общество, строим
новое государство, т.е. строим НАШ БОЛЬШОЙ ДОМ –
разве это не одно и то же? Разве у кого-то есть
готовые на этот случай проекты? Все познается в
сравнении – не нами сказано, но нами
прочувствовано. Без полемики, без споров, без
плохих и хороших предложений НОВОГО, отвечающего
чаяниям народа, не создать. При единогласии мы
получим то, что СМЕТЕТ нас всех: и народ, и власть,
и режим, создаваемый этой властью. Неужели именно
такого результата добиваются идеологи, делая
очередные попытки построения согласного
общества?
И конечно же, будет прав президент страны, если
своей волей наложит вето на дополнения к Закону о
СМИ, не стимулирующие свободу слова,
противоречащие статьям Конституции. Такое вето
только поможет стране, тем самым может быть
сделан решительный шаг в развитии
демократизации общества. И это было бы
знаменательно – ведь начался юбилейный год,
приуроченный к празднованию десятилетия
Независимости Казахстана.
Н.С. |