Я - это глас
вопиющего
Уважаемые парламентарии!
Уважаемые члены правительства!
Вы, конечно, люди - очень занятые поисками
улучшения народного благополучия. Вы поставили
себе яркую цель - борьба с бедностью. Но как? Ваши
страстные речи на дебатах друг с другом
подкупают. Зрительская аудитория делится, как
правило, на три части: одни за белых - рыночники,
другие за красных - государственники, третьи - за
«мыльные оперы». Чтобы не появлялось желания
после экранных «PR-власть-шоу» омыться водичкой.
Вы, конечно, люди эрудированные. И, думаю, знаете о
том, что конгрессу США был представлен доклад, из
которого сенаторы узнали, что РЕСУРСОВ на Земле
для поддержания уровня жизни, достигнутого в
передовых странах, имеется всего для двух
миллиардов человек. Вряд ли в эти миллиарды
входят 15 миллионов казахстанцев. Ведь на самом
деле рынок не может поднять на высший уровень
развития все, без исключения, отстающие народы,
поскольку такая задача развитыми странами не
ставится, как заведомо невыполнимая. И мы хоть и
боремся за введение страны в ранг государств с
рыночной экономикой, но сами-то знаем, что от
этого еще далеки.
А мировой рынок, надо полагать, должен быть
устроен так, чтобы четыре миллиарда жителей
планеты и впредь прозябали в нищете.
Общеизвестно, что две трети населения планеты
элементарно голодают, а страны, подобные нашим,
поддерживают нищенское (на подаянии)
существование.
Рыночная экономика имманентно расточительна
именно в наиболее развитых странах, поскольку
она формирует общество безудержного потребления
(и вполне сформировала его), члены которого
ставят материальное превыше всего. Их идеология -
делай деньги (мэйк мани!). Преуспевший в этом -
кумир. Но Бога нельзя найти или купить на рынке по
сходной цене, вследствие чего даже религия в
«цивилизованных» странах с рыночной экономикой
занимается бизнесом, а не спасением душ. То есть,
по сути, служит не Богу, а Сатане (золотому
тельцу). В то же время лидеры этих стран называли
СССР империей зла!!!
Между тем, один из апологетов рынка А. Улюкаев,
полемизируя с С. Глазьевым в программе ОРТ «С
добрым утром», сказал, что везде в мире экономика
эффективна только там, где есть частная
собственность на землю. Но это положение не
бесспорно. Мы-то знаем, что в мире гораздо больше
стран с отсталой экономикой и нищетой, при той же
собственности на землю.
КИБУЦЫ
Не во всех развитых странах земля находится в
частной собственности. Бесспорно, пример надо
брать не с отсталых, а с развитых стран и лучше
всего с тех, которые успешно и достаточно быстро
преодолели отсталость. Обратим взор на Землю
Обетованную.
Регулярно слушаю «Радио Свобода», там работают в
основном евреи - люди, сами понимаете, умные,
практичные и дальновидные. Большие патриоты
своей страны. В одной из передач корреспондент
«РС» в Тель-Авиве Александр Гольд в рубрике
«Израильские кибуцы вчера, сегодня, завтра»
сообщил весьма поучительные для нашего
истэблишмента и народа факты: «...Израильские
кибуцы - явление уникальное и, естественно,
привлекающее как серьезных исследователей, так и
добровольцев со всего мира, приезжающих
познакомиться с особенностями кибуцной жизни.
Как видно, не перевелись еще в мире идеалисты и
коллективисты, подобные тем выходцам из
Восточной Европы, которые в 1909 году создали на
берегу озера Кинсра первое коллективное
сельскохозяйственное поселение Дгания. В
классическом своем варианте израильский кибуц
являлся воплощением квазикоммунистического
принципа - от каждого по способностям и всем
поровну. Так, евреи-репатрианты, прибывавшие на
землю Палестины в 20-30-ые годы, объединялись в
трудовые коммуны, начертав на своих знаменах две
идеи: всеобщее равенство и создание еврейского
государства, то есть национальное возрождение.
Причем, вторая идея оказалась не менее важной,
чем первая. Именно она помогла преодолеть все
трудности: жизнь в палатках, недостаток пищи,
болезни, вызванные нездоровым климатом,
например, малярию, возникавшую при осушении
болот. А еще переселенцам приходилось с оружием в
руках отбивать нападения соседей-арабов и
освоение земель совмещать с участием в
формировании национальной армии.
После создания государства вдоль границ и в
стратегически важных районах Израиля были
созданы новые кибуцы. Таким образом, к 1950 году в
Израиле насчитывалось уже 214 кибуцев, охвативших
7% населения страны. Это был пик кибуцного
движения, впоследствии процент снизился за счет
роста самого населения и в результате массовой
репатриации, в том числе советской, имевшей
стойкий антиколхозный иммунитет. Тем не менее, на
протяжении всей истории страны кибуцы были ее
опорой, как в военное, так и в мирное время.
Сегодня в Израиле примерно 270 кибуцев, в которых
проживает всего 2,5% населения страны. С другой
стороны, эти 2,5% производят более половины молока
и яиц, 40% мяса и птицы, 80% хлопка, 67% картофеля, 98%
рыбной продукции, а в среднем - порядка 40% всей
сельскохозяйственной продукции Израиля.
Производство максимально механизировано.
Кибуцная корова, которую обслуживают компьютеры,
дает 12 тысяч литров молока в год. Так что кибуцный
вариант сельского хозяйства оказался несколько
успешнее колхозного и считается одним из самых
передовых и продуктивных в мире.
Но кибуцы - не только земледелие. На сегодня
половина продукции кибуцев - это промышленные
изделия: от шаровых водопроводных кранов до
телевизоров и другой сложной электроники.
Кибуцная промышленность реализует в год более
чем на 2 миллиарда долларов товаров, третья часть
которых идет на экспорт. Кроме того, кибуцы
держат также рестораны, отели и дома отдыха -
вполне доходные, особенно в курортный сезон.
Задумайтесь, горе-реформаторы, развалившие
промышленное и сельскохозяйственное
производства в России, не сходные ли задачи стоят
теперь перед страной, включая недостаток пищи,
болезни, возникшие из-за развала системы
здравоохранения, необходимость отражать набеги
арабов, возглавляемых Хаттабом? И вы,
законодатели, подумайте, почему кибуцники имеют
оружие для защиты государства и своих поселений,
а казачьи станицы, казаки не получили от вас прав
на эти же цели? Ссылки на особую несознательность
и дремучесть казаков несерьезны, поскольку до
революции 1917 года казачество исправно защищало
рубежи Отечества. Видно, власть боится давать
оружие доведенному «реформами» до отчаяния
народу.
Но вернемся на землю Обетованную. В передаче А.
Гольда ничего не сказано о собственности на
землю, но в Интернете есть ответ и на этот
злободневный сейчас вопрос.
...Земля Израиля находится в госсобственности.
Государство контролирует систему
землепользования путем передачи земли в аренду
за невысокую плату на коллективных или
индивидуальных началах на 49 лет с возможностью
дальнейшего продления.
В качестве собственника земли израильское
государство пыталось решить присущую малым
странам проблему рационального использования
ограниченных земельных площадей и вместе с тем
управлять процессом адаптации иммигрантов. На
основе коллективной аренды госорганы
поддерживают оптимальные формы аграрного
производства, поощряя различные типы
коопобъединений, постоянно оказывая им помощь в
финансировании, снабжении, сбыте продукции. Все
субсидии и ассигнования на поддержку сельского
хозяйства осуществляются через кооперативы.
Не являются исключением кибуцы и мошавы, которые
получают землю в аренду и разрешение на
заселение от правительства по представлению
поселенческого отдела Еврейского агентства.
Первоначально для обеспечения прожиточного
минимума хозяйствам выделялся участок из
расчета в среднем по три гектара на семью. С
начала 90-ых годов на один кооператив приходилось
в среднем около 520 га, а при сравнительно низком
качестве земли - 800-1000 га.
Кибуц имеет право на необременительные
финансовые условия аренды (это право передается
по наследству кибуцникам). Земля не может быть
разделена между членами коммуны в случае ее
роспуска или при возникновении финансовых
затруднений стать предметом ипотечного кредита.
Подобно остальным основным фондам, земля
используется кибуцем до тех пор, пока он
функционирует как производственное объединение.
Если по решению кибуцников коммуна распускается,
все основные фонды переходят в ведение
Еврейского агентства, которое передает их вновь
создаваемым коммунам.
Согласно условиям аренды, кибуцы обязаны
возделывать землю сами и лишь для тех нужд,
которые указаны в договоре. Иными словами, кибуц,
арендующий у государства землю под поля или
плантации, не имеет права возводить здесь
промпредприятия, не получив на то согласия
собственника земли. В кибуцах со сравнительно
крупными земельными участками и ограниченным
числом работников трудоемкие виды деятельности
заменяются высокомеханизированными операциями.
Наибольшее развитие здесь получили полеводство,
молочное и мясное животноводство.
Планирование в кибуцах ведется на уровне
отдельных хозяйств и по основным направлениям
сходно с обычным внутрифирменным планированием
в частном предпринимательстве. В начале каждого
года секретариат и комиссии кибуца
разрабатывают годовые планы - производственный,
финансовый, инвестиционный, которые
представляются на утверждение общего собрания.
Плановая работа - внутреннее дело кибуца, что не
исключает, однако, предоставления финансового
плана банкам, кредитующим данное коммунальное
поселение. Отличие кибуцев от частных компаний
состоит в том, что здесь при планировании особый
акцент делается на сезонные перемещения рабочей
силы с одного участка на другой. Это объясняется
многоотраслевой структурой кибуцев, сезонностью
работ в полеводстве и их стремлением к
постоянной и полной занятости своих членов без
привлечения наемной рабочей силы со стороны.
Всего в Израиле- 267 кибуцев с общим населением
около 3% от всех жителей страны.
ДРУГИЕ ФОРМЫ КООПЕРАЦИИ ИЗРАИЛЯ
Мошав - сельскохозяйственное поселение, где быт и
снабжение осуществляются на кооперативной
основе. Наличие кооперации не сопровождается
изменением статуса членов мошава как владельцев
ферм и принадлежащих им средств производства.
Частная собственность на них (за исключением
земли) полностью сохраняется.
В наибольшей степени охвачено производственной
кооперацией выращивание фруктов и полевых
культур, что вызвано необходимостью экономии при
внедрении отраслевых технологий. В остальных же
отраслях - животноводстве и выращивании цветов -
производственные операции выполняются фермами
индивидуально.
При сравнении трех разновидностей
сельхозкооперативов: кибуцев, мошавов и
существующих в западных странах
снабженческо-сбытовых кооперативов, -
оказывается, что мошавы имеют гораздо больше
общего с третьим типом. Так же, как и его западный
аналог, мошав - это объединение частных ферм,
занимающихся в основном закупочно-сбытовой и
кредитной деятельностью. Степень обобществления
средств производства и кооперация всех сфер
жизни в мошавах несравнимо ниже, чем в
коммунальных поселениях.
Кибуцы и мошавы доминируют в израильском
сельском хозяйстве - на их долю приходится около
80% производимой в стране аграрной продукции,
которую они делят между собой примерно в равной
пропорции, обрабатывают около 70% пахотной земли,
владеют 74% основных сельскохозяйственных фондов
страны.
Конкурируя между собой как две разные формы
общественной организации производства, эти две
составные части кооперативного сектора
взаимодополняют друг друга на основе
сложившегося в стране внутриотраслевого
разделения труда. Специализация исторически
определяется размерами угодий, почвенными и
климатическими условиями. В кибуцах,
располагающих крупными, по израильским
масштабам, земельными участками, трудоемкие виды
деятельности осуществляются при помощи
высокомеханизированных операций - наибольшее
развитие, как отмечалось, получают полеводство
(злаковые и технические культуры), молочное и
мясное животноводство.
На меньших земельных участках, арендуемых
мошавами, преобладают выращивание трудоемких
культур (цитрусовые, овощи, бахчевые, цветы),
молочное животноводство, а в горных районах, где
существует дефицит пригодных для обработки
площадей - птицеводство.
По степени интенсивности производства, уровню
производительности труда кибуцы существенно
превосходят мошавы, которые, в свою очередь,
опережают по этим показателям частные
некооперированные фермы.
В настоящее время мошавы выполняют определенную
роль в трудоустройстве новых иммигрантов, тогда
как возможности кибуцев в этом плане ограничены
в силу их специфического характера.
В мошавах, в отличие от кибуцев, баланс личной
инициативы и совместной экономической
деятельности достигается на основе
преимущественно индивидуального ведения
хозяйств параллельно с кооперацией в сфере
экономических связей сельского хозяйства со
смежными отраслями экономики.
«Специфика мошавов состоит еще и в том, что
большинство из них не создали собственных
сбытовых, снабженческих и обслуживающих
объединений. В настоящее время развитие мошавов
идет по направлению создания кооперации
западного образца - путем объединения
оптимальных по размерам, специализированных
ферм в многоцелевые кооперативы или их участия
сразу в нескольких ассоциациях определенного
профиля».
Израильский опыт ведения сельского хозяйства
убедительнейшим образом доказывает
преимущество государственной собственности на
землю. Если кто-нибудь в Думе станет оспаривать
этот очевидный факт, то таковых надо
командировать в Израиль и, если они в Кнесете
убедят парламентариев, что израильтянам надо
срочно ввести частную собственность на землю, то
тогда можно будет серьезно прислушаться к их
доводам. Также очевидно - практика сельского
хозяйства Израиля доказала преимущество
коллективных форм организации труда на селе.
(Окончание следует)
|