МИНЫ
ЗАЛОЖЕННЫЕ НА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ
РЫНКЕ
Законы древних Афин заставляли
верховного правителя, а вместе с ним и
другой управляющий штат отчитываться
перед народом о полезности и честности
своих деяний. Агора собирала толпы
афинян. Люди шли сюда, чтобы задать
вопросы Периклу и его подчиненным. И
если правитель - упаси Боже - не мог
доказать своей правоты, ему приходилось
туго. Как и управляющим. Смена такого «правительства»
после прилюдного отчета зачастую
заканчивалась для него ямой - за
воровство государственных ценностей,
мздоимство, казнью - за нарушение
законов, защищавших права населения.
У нас же - шито-крыто. Одно
правительство уходит молча, молча
приходит другое. И снова, и снова.
Каждому новому приходится сталкиваться
с завалами в работе предыдущего. И
потому далеко не всегда продуктивна
деятельность очередного. Эффекта не
дают добиться, как правило, «наломанные
дрова», обоз с которыми передвигается из
года в год и даже обрастает новым
наломом.
Именно так, мне думается, происходит в
одной из наших стратегических отраслей -
в сфере транспорта и телекоммуникаций.
Дров здесь наломали 6-7 лет назад, а
ответственность пытаемся возложить -
пример этому последние депутатские
слушания - на руководителей,
направленных Президентом в отрасль
около года назад. В результате, основные
наезды за «намудренные» в прошлые годы
другими руководителями дела принимают
на себя трое достаточно высоких
чиновников нашего государства - Карим
Масимов, министр транспорта и
коммуникаций, Берик Имашев -
председатель Антимонопольного комитета
и Абен Бектасов, президент
Казахтелекома. Десятки статей и
прилюдных выступлений пророчат им
скорое освобождение Президентом от их
должностных обязанностей: «…гнев
верховный может враз оборвать их
синекуру». («Новое поколение», 06.08.2001).
Депутаты, те даже затребовали отставку
министра Масимова. На стороне
негодующих оказались многие
общественные движения: митинги, сходки,
протесты…
И такое складывается впечатление, что
будто кампания черного PR, проходившая
лет пять назад с подачи г-на Буркитбаева,
экс-министра вышеобозначенной отрасли,
касавшаяся централизации Казахтелекома
и отказа специалистам отрасли в
продолжении их профессиональной
деятельности, так и не закончилась.
Только с той разницей, что в новом витке
участвуют иные фамилии. Как тогда
кампания проходила однобоко - в пользу
Буркитбаева, практически не
подкрепляемая достаточной
основательностью доводов и выкладок на
этот счет, так и теперь - с той же
однобокостью, только с изменением
полюсности: от плюса к минусу, без
полутонов. И суть ее сводится к
следующему, заявляет пресса: «Попытка же
в слезно-приказном порядке навесить нам
«повременную лапшу на уши» в лучшем
случае выглядит как проявление
непрофессионализма со стороны топ-менеджеров
отрасли. Если не сказать больше». («НП»,
06.08.2001). Куда уж больше!
Хотя, объективности ради, надо отметить,
что прогресс в PR налицо. 5 лет назад
проблема ставилась еще уже: в
Казахтелекоме и, в частности,
алматинской организации Алтеба дела
идут скверно, обслуживание клиентов и
дорого, и на низком уровне только потому,
что у Адебиета Сатекова в кабинете стоит
кресло, купленное за два миллиона тенге.
Кстати, единственное из мебельного
гарнитура, которое Серик Минаварович,
отвоевав в затяжном бою, по слухам,
переносит с собой из одного
должностного кабинета в другой, как
амулет удачи. И сейчас оно, поговаривают,
уже в президентской администрации, где
последний, якобы, числится советником
руководителя страны - в редкие дни
пребывания на родине, в «окнах» между
лекциями, читаемыми им в Америке. Может,
по этому самому пресловутому PR?
Так что, кроме большего числа фамилий, в
новом витке возможного продолжения
раздела сфер влияния пресловутое кресло
заменено другим жупелом - «повременкой»
и созданием такого общественного мнения,
которым пугают даже детей: мол, не куплю
тебе сегодня мороженого, ты вчера долго
по телефону с приятелем болтал, а плохие
дяди - Карим и Абен - подняли цены на
разговоры.
«Безусловно, - пишет «Новое Поколение»
(№27, 6.08.2001), - что и министр транспорта и
телекоммуникаций, и председатель
Агентства по антимонопольной политике,
и президент Казахтелекома в принципе
знают, КАК к ним относятся народные
массы. Другое дело - это их абсолютно не
волнует и не беспокоит. И все из-за
старинной чиновничьей иллюзии, что «лафа
сановная» будет практически вечной». В
унисон ему вторит и «Караван» (06.08.2001): «…начальство
меняется - плоды его воображения
остаются».
5 лет назад наша газета оказалась почти
одна в ряду других, заявив, что тогдашний
премьер-министр страны г-н Кажегельдин,
используя служебное положение, в
определенных интересах нарушает законы
страны самоличным изменением статуса и
укрупнением Казахтелекома, передачей
правительственных линий связи на
обслуживание частной компании с
иностранным участием, уничтожением ряда
объектов стратегического назначения,
как-то: АСКБ «Алатау», АО «Интел» и т. д.,
что активный исполнитель его проекта и
ближайший соратник г-н Буркитбаев
скрупулезно выполняет этот наказ,
изгоняет из отрасли профессионалов,
идейно несогласных с политикой его шефа,
и затуманивает воображение населения
мифическими прожектами века, лопнувшими
впоследствии - и это естественно, - как
мыльные пузыри.
Тогда мы остались одинокими,
журналистский цех поддерживал в своем
большинстве «буркитизацию» и «кажегельдинизацию»
отрасли, но твердыми в своих убеждениях.
Теперь же, как показывает история, время
расставило все по своим местам, и
заинтересованными органами сегодня
делаются выводы: идут расследования в
отношении деяний г-на Кажегельдина,
художеств г-на Буркитбаева и иже с ними.
Так что БМ оказалась - к сожалению,
отрасли и, конечно же, государству
нанесен непоправимый и моральный, и
материальный урон, - права.
И теперь, видимо, мы окажемся, как и 5 лет
назад, «белой вороной», поскольку имеем
иную, чем черно-пиаровская, точку зрения.
Заранее чувствую нападки собратьев по
перу: и откуда деньги, и что продолжают
мерещиться шпионы, и что…
Тот факт, что БМ неравнодушно и глубоко «копает»
по данной тематике, думаем, вполне
понятен нашим постоянным читателям, так
как наша газета к делам отрасли
приглядывается не первый день и даже не
первый год и, быть может, глубже, чем иные
СМИ, видит, что здесь происходило и
происходит. И сопереживает за состояние
телекоммуникаций, потому что это - окно
для всех казахстанцев в большой мир:
связь с родственниками, разбросанными
по разным странам, Интернет, и, конечно
же, радио и телевидение.
Итак, «повременка». О ней сегодня не
пишут лишь ленивые. Тема стала модной.
Вроде как ратование за социальную
справедливость в виде оставшихся от
коммунизма маленьких народных радостей:
треп по телефону до упаду.
О «повременке» в действующих
лицах
Берик Имашев в одном из
интервью сказал, что он недоволен
освещением прессой системы
повременного учета телефонных
разговоров. Как-то однобоко, - уточнил
руководитель Антимонопольного комитета.
Думается, не просто однобоко, а скорее
тенденциозно-одиозно. Будто речь идет не
об одном из направлений в развитии
отрасли, а на самом деле о новом переделе
в сфере влияния с тех позиций, что
возможная новая администрация как
Казахтелекома, так и всей отрасли станет
действовать много эффективней и с
оглядкой на тощий кошелек наших
сограждан, будто никто не знает, что
нынешние руководители в должности еще и
года не пробыли и будто за неполный год
можно исправить все «навороты»
предыдущих деятелей. К таким выводам
приводят и позиция, занятая отдельными
депутатами, и не совсем профессионально
поставленные ими вопросы.
Так, депутат Исахан Алимжанов, сообщив,
что он сегодня занимается изучением
деятельности национальных акционерных
компаний со стопроцентным участием
государства, почему-то относит к ним и
ОАО «Казахтелеком», который на самом
деле является национальным оператором
связи и акционерным обществом с
участием частного капитала, доля
которого - 40 процентов от общего пакета,
и еще 10 процентами привилегированных
акций владеют в основном работники
отрасли.
А поскольку у правительства лишь
половинный пакет, к отрасли, надо
полагать, должны предъявляться иные
требования, чем к стопроцентно
государственным. То есть, командовать
так, как захочется правительству и
депутатам, без согласования с
акционерами уже не получится: интересы
частного капитала, работающего в
отрасли, тоже важны.
По данным парламентария Гани Касымова,
который привел сногсшибательные цифры,
отрасль телекоммуникаций имеет
забалансовый счет, на котором находится
11,5 миллиарда тенге, да задолженности от
дочерних предприятий составляют более 34
миллиардов тенге, которые по его
утверждению, сам Казахтелеком им и
направил, чтобы скрыть свое истинное
финансовое положение. Возможно, это и
так, но при этом необходимо отметить, что
г-н Касымов почему-то, во-первых, не
назвал, в какие годы образовались эти
цифры, не сказал, что просил разъяснений
на этот счет министра транспорта и
коммуникаций и президента
Казахтелекома во время слушаний, что не
удовлетворен ими и по какой причине.
Если сообщение Гани Есенгельдиновича и
найдет свое подтверждение, то, думается,
лучше все же воспользоваться для
получения разъяснений по данной
ситуации предложением третьего
депутата - Булата Абилова. Цитирую по
стенограмме заседания мажилиса: «…считаю,
что мы не совсем правомочны заслушивать
отчет г-д Масимова и Имашева. Все-таки,
этот вопрос имеет уже многолетнюю
историю. Когда вводилась повременная
оплата, их даже не было у власти. Давайте
заслушаем товарища Радостовца, товарища
Тлеубердина, товарища Буркитбаева… Мы
должны заслушать правительство в целом,
а не отдельных министров, которые
сегодня расхлебывают и разбирают те
завалы, которые были организованы
предыдущим правительством!».
Однако, в тот момент вопрос для
рассмотрения в парламенте был
подготовлен именно в таком ракурсе,
немного однобоко и, как заявил
председатель, «вопрос сидит у нас в
повестке дня, и мы должны рассматривать
его» без учета предложений депутата
Абилова.
Но слушания могли быть полными и
всесторонними, и много интересного
могли бы узнать господа депутаты из
возможных выступлений и Радостовца, и
Тлеубердина, а особенно – Буркитбаева и,
конечно же, Кажегельдина, не названного,
правда, парламентарием по имени.
В целом, история создания нынешнего
Казахтелекома была весьма странной.
Буркитбаев, решив централизовать
отрасль, - а до этого существовало
Министерство связи, в состав которого
входила и Почта на правах юридического
лица, как, впрочем, и все подразделения
министерства, городские и районные
предприятия связи, столичная Алтеба со
своим социальным хозяйством и т. д., -
долго «пробивал» тогдашнего вице-премьера
Нигматжана Исингарина. Но, увы,
безуспешно. Исингарин, что видно по его
визам на различных документах, был
против такой реформации. И, надо
полагать, был прав, так как в это время
шло разгосударствление экономики,
появились самостоятельно хозяйствующие
субъекты уже и в телекоммуникациях.
Казахстан входил в рыночную экономику, а
одной из задач первого этапа было
воспитание прежде утерянного чувства
хозяина. Исингарин и Кажегельдин по
поводу развития тогда уже НАК «Казахтелеком»
не находили общего мнения.
Ситуация изменилась лишь тогда, когда
Нигматжан Исингарин назначается
руководителем интеграционного комитета
таможенного союза. Кажегельдин дает «добро»
на централизацию отрасли, а Буркитбаев,
за сутки, своим распоряжением переводит
в один банк счета всех юридических лиц,
лишив предприятия былой
самостоятельности, а по пути - приводит к
банкротству и отраслевой Почтабанк,
поскольку денежные ресурсы связистов
изымаются оттуда в авральном порядке, в
нарушение всех финансовых циклов.
Профессионалы недовольны происходящим.
Буркитбаев борется с очевидными
противниками его реструктуризации
увольнениями. Тысячи связистов
оказываются в очередях на биржах труда,
в шоп-турах, на блошиных рынках, а то и
просто на улицах в качестве бомжей. Те,
кого восстанавливают суды, все равно на
свои рабочие места не возвращаются. Как
правило, за день перед вынесением
решения суда происходят новые и новые
изменения в штатном расписании, с тем,
чтобы должность восстановленного была
сокращена. По искам Казахтелекома
возбуждаются десятки уголовных дел в
отношении строптивых должностных лиц.
Большинство этих дел уже закрыто «за
отсутствием состава и события
преступления», но некоторые и сегодня в
стадии рассмотрения.
На освободившиеся места люди
принимаются по протекции, вне
зависимости от профессиональной
принадлежности: акушеры, судьи, банкиры
и просто родственники президента
Буркитбаева и близких ему людей. Отрасль
теряет профессионализм.
Под иностранное управление, опять-таки в
нарушение закона, «сдается» самое
крупное и рентабельное предприятие -
тогда еще столичная Алтеба. Через два
года Верховный суд признает
иноуправление недействительным,
предлагает разорвать контракт, «по
которому управляющая компания не
отвечает за результаты хозяйственной и
финансовой деятельности»
подуправляемого субъекта(!), но забывает
при этом востребовать уже изъятые
инофирмой средства… Чей же интерес
здесь возобладал?
Без соответствующего постановления
правительства продается АО «Интел», по
дешевке, в частные руки - компании,
никому не известной на
телекоммуникационном рынке, которой,
поговаривают, руководят родственники
Буркитбаева. АО «Интел» - Институт связи,
рентабельное предприятие, долгие годы
курировавшее государственную политику
в телекоммуникационной отрасли, да и
имевшее, к тому же, свои оригинальные, на
уровне ноу-хау, стратегические
программы, сознательно устраняется,
отрасль лишается технического и
технологического эксперта.
Опять-таки вопреки здравому смыслу, лишь
для того, чтобы освободить для новой
организации - КАТЕЛКО - капитальное
здание, создаются всевозможные препоны
в деятельности АСКБ «Алатау», имевшего в
своем арсенале стратегические проекты,
разработки «чипов», модели и модули,
созданные по заказу Министерства
обороны СССР, в том числе и разработки
оружия подавления. Подписание
контрактов между АСКБ и постсоветскими
республиками руководством
Казахтелекома открыто саботируется.
АСКБ искусственно банкротится. КАТЕЛКО -
организация важная и нужная, но почему
создание ее идет в ущерб
конструкторскому бюро? Неужели в этот
период в южной столице не было пустующих
зданий?
Расторгает Буркитбаев и большой
контракт с немцами - всемирно известной
компанией Дойчетелеком, которая при
предоставлении кредита на крупные суммы
соблюдала все сроки подписанного
договора. Разрыв договора приводит к
появлению огромных долгов. И что
интересно: германский кредит в размере
12653619,0 ДМ не использовался
Казахтелекомом в предпринимательстве,
однако вознаграждения по нему (кому?)
начислялись на всю сумму и в 1997 г., и в 1998
г., и в 1999 г. А налоговые службы эту
несуразицу выявили лишь нынешней весной,
поскольку в годы вотчинства г-на
Буркитбаева аудиты не проводились.
Почему?
На смену Дойчетелекому - оператору -
приходит корейская фирма DAEWOO,
производитель телефонной и
сопутствующей ей аппаратуры. Обещает
золотые горы преобразований и море
финансовых вливаний, однако, некоторые
источники поговаривают, что даже бонус
правительству за DAEWOO выплатил
Казахтелеком. Из каких, кстати, средств?
Тех, которые, якобы, занимал «Эйр
Казахстану», или узбекских? Поясню.
Узбеки в свое время расплатились с
Казахтелекомом за использование
трафиков газом. Шымкентские газовики не
смогли рассчитаться своевременно со
связистами, и Казахтелеком реквизировал
у них часть газового хозяйства, доверив
его третьим лицам, не имеющим никакого
отношения к ОАО. Поэтому-то и не берусь
утверждать, что г-н Буркитбаев не
владеет в Шымкенте одной-двумя газовыми
заслонками. Думаю, прокуратуре это лучше
известно.
Теперь подумайте, почему пенсии низкие,
почему государство не в состоянии
содержать школы, больницы, детские сады,
почему падают самолеты и происходят
крушения поездов...
Корейский проект с DAEWOO, именуемый
Буркитбаевым и его пропагандистами не
иначе, как проектом XXI века, в итоге, под
занавес южно-азиатского кризиса, тихо-тихо
«почил в бозе». Финансовое состояние
отрасли тоже оказалось подорванным.
Да, многому бы подивились депутаты,
прими они предложение своего коллеги
заслушать прежнее руководство, а то и
правительство - вкупе. По крайней мере,
узнали бы, с какими буркитбаевскими
проблемами столкнулись сегодняшние
руководители и какие нужны силы и усилия,
чтобы работали телефоны, ходили поезда,
летали самолеты. Пресса приняла игру
депутатов, и весь этот период шло
освещение не столько проблем отрасли и «повременки»,
сколько негатив в адрес руководства
отрасли, министерства, а попутно и
Антимонопольного комитета. В этом ряду
одиозных материалов надо выделить
позитивно лишь газету «Время»,
единственную, давшую два деловых,
достаточно широких интервью с Каримом
Масимовым и Бериком Имашевым. Конечно, в
этой ситуации есть и вина самого
Казахтелекома, не проведшего серьезной
разъяснительно-рекламной кампании.
Теперь наверстывать и догонять ему
будет трудновато, не повесишь же бирку,
где написано, что ты «не слон». Былая
добрая репутация отрасли прохудилась
еще при Серике Минаваровиче и
дополнительно подпорчена битвой
депутатов с Казахтелекомом за, якобы,
народные интересы. Якобы - потому что ни
народ, ни депутаты еще не знают, что на
самом деле лучше: учет разговоров, как
это много лет происходит в
капиталистической экономике, или
поднятие оплаты за услуги, при которой
говори, сколь угодно. Стреляя минусами,
депутаты почему-то упускают плюсы.
Впрочем, любое новое начинание
приживается с трудом. Нам не нравились
раздельные коммунальные счета. Привыкли.
Платим. Поняли, что удобно. Горюем, что
теперь нет объединенных проездных на
автобус и на троллейбус. А ведь когда-то
шумели: дорого. Было время: отказывались
получать зарплату по банкомату. Как
Ленин на буржуазию, смотрели на
аккредитивы, личные заемы в банках,
расчетные финансовые карточки.
Настороженно относились мы и к
счетчикам расхода горячей и холодной
воды. Теперь платим - и ощущаем экономию.
На заре перестройки устраивали дебаты,
мол, нельзя СМИ отдавать в частные руки,
капиталистам. А теперь довольны: все
разнообразие. Разнообразие придет и на
телекоммуникационный рынок вместе с
либерализацией отрасли. Естественно,
сейчас у населения выбор небольшой: или
«повременка», или повышенная
абонентплата, или пользуйся сотовым
телефоном.
Но если будет реальное осуществление
правительственного решения о
либерализации рынка, то к имеющимся
операторам - Казахтелекому, Арне,
Транстелекому, связи аэропорта -
присоединятся другие. Те, что стоят в
очереди за получением лицензий. Это
должно обеспечить появление права
выбора, при котором в конкурентной
борьбе окрепнет и расширится социальный
пакет.
Итак, «повременка»…
Один из районов
Москвы не входил в СССР
При нашем журналистском
расследовании был обнаружен
удивительный факт: в самой столице
Советского Союза нашелся «не советский»
район, где более 15 лет назад, т. е. задолго
до распада СССР, была внедрена
повременная система оплаты телефонных
разговоров. Она действует и ныне в
прежде Ленинском районе Москвы. «Литературная
газета» - рупор либералов - публиковала
тогда душераздирающие истории
конфликтов в семье и между соседями по
этому поводу. Советские люди, -
утверждает газета «Время» (05.07.2001), - не
приняли нововведения».
А как же быть и с Ленинским районом? И с
республиками Прибалтики, где за пару-тройку
лет до этого «повременка» также прочно
обосновалась? И митингов не
устраивалось.
Прогрессивность этой системы нашла свое
подтверждение и в Казахстане в 1996 г.
Внедренная на производственных
мощностях Алтебы, «повременка» набирала
обороты в тогдашней столице. И довольно
успешно. Из 300 тысяч абонентов с жалобами
на узлы и в Алтебу обратились всего 57
человек. Недочеты устранялись, их, как в
любом деле, было, конечно, достаточно.
Заработал социальный пакет: срочные
службы вызывались бесплатно, каждая
малообеспеченная семья имела
определенное бесплатное время. Была
снижена абонентская плата. Внедрены
льготные тарифы в зависимости от
времени суток и даже дней недели.
По промежуточному анализу только первых
двух месяцев 42 процента от общего числа
абонентов, т. е. социально незащищенные
слои, стали платить за услуги телефонной
службы значительно меньше. Однако,
воспользовавшись ссылкой на якобы
техническое несовершенство
регистрирующей аппаратуры - ее купили
всего за два миллиона долларов, -
Буркитбаев повременную систему оплаты
застопоривает, чтобы через время начать
ее ввод уже в Центральном Казахстане.
Уже по собственной инициативе, купив
оборудование такого же уровня чуть ли ни
вчетверо дороже. Сегодня вряд ли
представится возможность
воспользоваться наработками Алтебы. Вся
документация, в т. ч. и по «повременке» -
схемы, анализы, разбор недочетов и
предлагаемые пути их устранения, планы
освещения эффективности системы,
докладные руководителей узлов с
выводами по каждому «кусту», дому - все
было из здания Алтебы вывезено в
неизвестном направлении. В кабинеты
столичного предприятия связи без
согласия на это Алматинской мэрии,
учредившей в свое время Алтебу, чуть ли
не под дулами автоматчиков въехала
команда Казахтелекома вместе с г-ном
Буркитбаевым.
Таким образом, документы Алтебы по
повременке неизвестно где, а в
Лисаковске, Сатпаеве, Караганде система
внедрялась с нуля. Печать предлагает
взять во внимание зарубежный опыт. Во-первых
- российский. «Мегаполис» (№29, 25.07.2001)
пишет: «В России был принят законопроект
(не закон же!), согласно которому
потребитель имеет право выбирать форму
оплаты. В Казахстане этого нет».
Однако, выступая по «Хабару», президент
Казахтелекома Абен Бектасов сказал, что
такой выбор казахстанцам будет
предоставлен. Да и неужели по каждому
новшеству, вводимому той или другой
отраслью, нужно принимать закон? Неужели
недостаточно решения Конституционного
совета о законности внедрения
повременной системы учета телефонных
разговоров и одобрения на то
правительства? Ведь это обычная рабочая
ситуация! Может быть, таким образом
некие силы стремятся правительство (готовить
проект) и парламент (обсуждать его и
принимать Закон) увести в сторону от дел
более насущных: как-то, прибавки к
пенсиям, увеличение социальных выплат,
эффективное состояние экономики,
развитие государственного языка и т. д.
В назидание Казахтелекому и дабы
открыть глаза населению на обман, «Мегаполис»
сообщает, что в России тарифы и
абонентская плата ниже, а бесплатного
времени, определяемого для каждого
абонента, больше.
Казахтелеком, к сожалению, и это его
безусловная вина, не проинформировал
население о количестве выделенных
бесплатных разговорных минут, очень
скупо сказал о социальном пакете. А что
касается тарифов - цены на услуги связи с
1 августа в Подмосковье, например,
выросли на 15 процентов. Как эта политика
повышения станет происходить в других
регионах России - сложно сказать. Здесь
проходит либерализация отрасли и
появляются конкурентоспособные
предприятия, которые уже в состоянии
предложить населению выбор. Также «Мегаполис»
ссылается и на опыт дальнего зарубежья.
Де, мол, под нажимом общественности в
Великобритании, Германии, Франции,
Италии происходит постепенный отказ от
«повременки».
Действительно, это так, но надо признать,
что за долгие годы существования она
выполнила свое предназначение, доказав,
что телефон - не средство роскоши, а
предмет первой необходимости, и
отношение к нему должно быть
соответствующим. Почему моя соседка со
второго этажа, имея аппарат с
блокиратором, звонит на первый этаж
своей подружке и часами обсуждает все,
что угодно: от кулинарных рецептов до
нарядов прохожих, идущих по улице?
Потому, что ей лень спуститься этажом
ниже, потому, что она не желает знать о
проблемах других, потому, что в наших
характерах отсутствует такой важный
фактор, как самодисциплина. Или в
организациях - сотрудники, находящиеся в
разных кабинетах, даже соседних,
постоянно консультируют друг друга по
телефону, занимая при этом линию,
создавая излишние нагрузки на станции. А
почему бы не поставить, если это
необходимо для улучшения
производственной деятельности,
внутреннюю линию АТС? И, пожалуйста,
консультируйся.
«В США «повременка» вообще считается
анахронизмом и используется лишь за
дополнительный вид услуг, им пользуются
люди, проживающие совместно в одном доме
или на квартире (например, студенты)». А
разве мы большей частью не проживаем
совместно, пользуясь блокираторами или
системой АВУ? В первом случае нельзя
сделать срочный звонок или войти в
Интернет, потому что твой сосед привык
сутками говорить по телефону, во втором -
звонок-то ты сделаешь, а вот подключить
хотя бы факс с автоответчиком - большая
проблема: не позволяют технические
возможности. Значит, надо
модернизировать, а по ряду станций
полностью менять оборудование. На какие
средства? Только в нынешнем году,
впервые после буркитбаевского
управления, Казахтелеком смог получить
хотя небольшую, но прибыль. Много лет
отрасль считается непривлекательной
для инвесторов. Канули в лету те времена,
когда по собственной инициативе и
японцы, и швейцарцы, и англичане, и много
кто еще предлагали мягкие кредиты,
последних моделей оборудование, рады
были принять наших специалистов в
порядке обмена опытом. А мы пошли «своим
особым путем»... И получили
необходимость начинать возрождение
отрасли чуть ли не с нуля. Впрочем,
объективности ради, частный банк или не
частный - речь идет о передаче в
финансовое управление, - особой роли не
играет. Такова была политика
правительства Кажегельдина. Ущемляющая
интересы государства.
Если в Америке на услуги связи падает не
менее половины ВВП, то наша
социалистическая связь делала свой
вклад в ВВП от 30 до 40 процентов. Кариму
Масимову и создаваемой им в
министерстве команде единомышленников,
Абену Бектасову и его коллегам в
Казахтелекоме нужно время, чтобы
поднять связь на соответствующий
уровень, хотя бы приблизиться к
показателям 1990-1996 гг. И им нужны как
реальная помощь, так и доброжелательное,
заинтересованное отношение со стороны
всех ветвей власти.
Внедрение той же «повременки» шло в
Центральном Казахстане около двух лет.
Почему у депутатов ни разу за это время
не возник вопрос: что там происходит?
Почему у депутатов ни разу, по существу,
не возник вопрос, что вообще происходит
в отрасли? Когда-то рентабельные
предприятия после вмешательства в их
деятельность Кажегельдина и
Буркитбаева вдруг стали сильно
дотационными, но руководитель отрасли и
его подчиненные получают премии, берут
огромные беспроцентные ссуды в своей
организации на большие сроки,
ремонтируют за счет предприятия свои
дома-квартиры...
Наша газета много раз обращалась с
выявленными фактами нарушений
технологии строительного процесса,
хищений, увольнения профессионалов,
отвлечения средств на нецелевые задачи
и т. д. и в Генеральную прокуратуру (г-н
Хитрин), и в правительство (г-да
Балгимбаев и Токаев), и в Комитет
национальной безопасности (г-да Мусаев и
Абыкаев), и к Президенту страны, после
чего Комиссия по борьбе с коррупцией и
КНБ занялись все-таки проблемами
отрасли. Но очень осторожно: не дай Бог,
не навредить бы г-ну Буркитбаеву.
Многих из парламентариев мы просили
поднять вопрос неэффективного
менеджмента в Казахтелекоме, ведущего к
финансовому оскудению, техническому
регрессу, утрате доброго имени
связистами. И получали один и тот же
ответ: сейчас не время.
Что касается упоминаемой Сериком
Конакбаевым суммы премии в 200 тысяч
долларов и того, много или мало надо
платить «национальным топ-менеджерам», -
так это зависит от реальных результатов
труда, от прибыли предприятия. Если есть
прибыль, то, естественно, согласно
пункту о разумных процентах
вознаграждения в контракте, можно
получить хоть сто миллионов, в долларах,
в кронах, в марках, в бонах и т. д., но
когда нет прибыли, как это произошло в
данном случае, не должно быть и премий.
Ситуация, надо полагать, для налоговиков
и прокуратуры достаточно интересная.
Многие издания пишут, что с введением «повременки»
начнется конкуренция на
телекоммуникационном рынке. Непонятно:
зачем, по незнанию или специально,
путается пареное с жареным? Конкуренция
начнется лишь с либерализацией отрасли.
А готова ли она сегодня к этому и
морально, и материально - другой вопрос.
И вот почему.
Как член правительства
обманывал бюджет государства
Централизация
отрасли, проведенная в 1996 г., сделала
свое черное дело: предприятия связи,
потеряв юридическую самостоятельность,
утратили и право, и вкус на инициативу.
Оплата за услуги телефонной сети шла в
общий котел, а распределение ее - по
усмотрению руководящего штаба.
Естественно, не имея возможности
самостоятельно купить даже письменно-канцелярские
принадлежности без «высокой визы»,
руководители предприятий уклонились от
всякой предпринимательской
деятельности, от поиска новых форм и
методов обслуживания населения,
внедрения технологий, самостоятельной
модернизации оборудования и т. д.
Спустят сверху разнорядку - и все на этом.
Связистам перестало быть выгодным
работать эффективно. Зарплата - низкая,
прогрессивки, премии, социальные
поощрения в виде квартир и прочего - об
этом забыли. Потому что голова у г-на
Буркитбаева и его приближенных болела о
другом: как скрыть от государства налоги.
Об этом говорит акт проверки
правильности исчисления, полноты и
своевременности перечисления налогов и
других обязательных платежей в бюджет
ОАО «Казахтелеком» за 1997-1999 гг.,
проведенной лишь в этом году.
Проведенной по существу. А ведь
Президент страны несколько раз давал
поручения правительству не только о
проведении независимой ревизии, но и
смене лиц в создаваемых для аудита
комиссиях. Приведу в подлиннике один из
таких документов, адресованных нашей
газете.
Команда Буркитбаева - Кажегельдина шла
на разные ухищрения, бойкотируя (не
мягкое ли выражение?) поручения главы
государства. Видимо, в шутке Бориса
Ельцина, адресованной Жаку Шираку, есть
большая доля истины: «Поудив рыбку в
Питере, президент Франции посетил в
Барвихе известного охотника и рыболова
Б.Н. Ельцина. - Почему я поймал одну, а г-н
Путин две? - поинтересовался Ширак. На
что Б.Н. мудро заметил: - Подкармливать
надо, понимаешь. Да не рыбу, не рыбу. А тех,
кому по штату положено за клев отвечать».
(«КП»).
Но «...нет ничего тайного, что не
сделалось бы явным, ни сокровенного, что
не сделалось бы известным». (Ев. от Луки,
8-17).
И в итоге - резюме Министерства
госдоходов РК:
«В течение срока, установленного
действующим законодательством,
перечислить в бюджет доначисленные по
акту суммы:
НДС - 2 063 264,6 тыс. тенге, в том числе:
основной налог - 1 634 712,5 тыс. тенге, штраф -
307 867,9 тыс. тенге, пеня - 120 684,2 тыс. тенге;
НДС за незарегистрированного
нерезидента - 31 853,7 тыс. тенге, в том числе:
основной налог - 17 294,1 тыс. тенге, штраф - 8
426,8 тыс. тенге, пеня - 6 132,8 тыс. тенге;
Подоходный налог с юридических лиц - 5 340
854,5 тыс. тенге, пеня - 531 057,7 тыс. тенге;
Подоходный налог с юридических лиц-нерезидентов
- 184 635,5 тыс. тенге;
Налог на имущество - 16 170,7 тыс. тенге;
Налог на землю - 687,7 тыс. тенге;
Налог на транспортные средства - 850,7 тыс.
тенге;
Доходы, полученные от безлицензионной
деятельности - 2 079,7 тыс. тенге;
Дорожный налог - 18,3 тыс. тенге.
Итого - 7 640 418,4 тыс. тенге».
Вот такие мины замедленного действия
сознательно закладываются в экономику
страны.
Причем, теперь поди разберись - времени-то
сколько прошло, - где в самом деле ушли от
налогов, а где лишь создали видимость
неплатежей. В данном случае, думается,
есть возможность некоторые суммы, и
значительные, оспорить...
Но, согласитесь, сама по себе ситуация
вряд ли приличная: создавать базу для
мощного взрыва и ждать, когда настанет
время, чтобы передать конец бикфордова
шнура в государственную десницу. Мол, я
повинился, я чист... А может, здесь другое?
Жажда по-прежнему вотчинствовать в
отрасли? Не мытьем, так катаньем - вложив,
то бишь, выкупив определенный пай за
ранее полученные премии и прочие навары,
в тот момент, когда отрасль искусственно
залихорадит?
Впрочем, об этом и другом в следующем
номере.
|