Не смотр достижений,
а взгляд в будущее
Открытие в «Атакенте» очередной,
девятой международной выставки по нефти и газу
проходило под знаком особой торжественности. Что
вполне объяснимо. Ведь она проводилась в
юбилейный год, когда республика отмечает 10-летие
своего суверенитета. Да и сами эти выставки,
ставшие традиционными, обрели большой авторитет
в мире. Нынче, например, в Алматы приехали
представители 360 компаний из 55 стран. Гостей
приветствовал вице-премьер Владимир Школьник,
потом была перерезана красная ленточка, и поток
приглашенных направился в один из самых больших
павильонов выставочного центра.
Здесь все тоже было красочно.
Компании-участники, оформив свои стенды,
старались показать товар лицом. На этом фоне
откровенно удивила экспозиция, предложенная
Казахстанской национальной компанией
«Транспорт нефти и газа». Собственно, экспозиции,
как таковой, здесь и не было. Россыпь буклетов,
телевизор, по которому в записи передавали
расхожую информацию - и все. А удивило это по той
причине, что кому-кому, а именно этой компании
есть что показать и рассказать. Скромность, как
известно, украшает, но ведь не до такой же
степени!
Правда, дежурившие здесь же
сотрудники компании Татьяна Топкина и Ремир
Нигматуллин постарались удовлетворить мое
любопытство. Однако, полагаю, что при наличии
различных схем, макетов, диаграмм и фотографий
впечатления были бы более глубокими.
Сама компания
«Транспорт нефти и газа» была создана в мае
нынешнего года путем слияния нескольких
родственных предприятий - факт в общем-то широко
известный. Но это вовсе не значит, что именно с
того дня началась бурная жизнь отрасли. Она
существует в Казахстане уже 65 лет и имеет на
своем счету много достижений. Тут можно,
например, вспомнить нефтепровод «Дружба»,
сооруженный еще в 60-ые годы. Он начинался на
месторождениях Нового Узеня, пересекал с юга на
север территорию республики, а затем через
Россию, Украину и Белоруссию выходил в Западную
Европу. Строительство и эксплуатация этой
магистрали повозили воспитать в Казахстане
мощный отряд специалистов, которые в дальнейшем
создали в стране разветвленную систему нефте - и
газопроводов общей протяженностью 15,5 тысячи
километров.
Но сейчас очевидно, что суверенный
Казахстан, стремительно наращивающий добычу
углеводородного сырья, она уже не удовлетворяет.
В ближайших и дальних планах руководства страны -
подключение республики к Балтийской
трубопроводной системе, освоение
Амангельдинского месторождения газа, совместная
реализация с российской «Транснефтью» проекта
экспортного маршрута из Западной Сибири в Иран
через территорию РК, реанимация магистрали
Тюмень - Павлодар - Шымкент - Чарджоу. А в
перспективе проглядывается транспортировка
нашего углеводородного сырья в Китай, Турцию, к
Персидскому заливу. И это не говоря уже о КТК,
который со дня на день должен вступить в строй.
Для того, чтобы поднять большой
груз, нужны крепкие мускулы. Вот почему
правительство и приняло решение о создании такой
мощной структуры, как ЗАО национальная компания
«Транспорт нефти и газа». Хотя следует сказать,
что не всем оно пришлось по душе. Раздавались
голоса, что в Казахстане рождается еще один
монополист. Ну, и что? Когда американские
корпорации «Тексако» и «Шеврон» объединились,
никто же не рыдал по этому поводу, хотя родился
такой монстр - мало не покажется. Так почему же мы
в аналогичной ситуации должны посыпать голову
пеплом?
В состав нового
объединения вошли семь подразделений. Главные из
них - это, конечно, государственные предприятия
«Казтрансойл» и «Казтрансгаз». Именно они
контролируют практически всю нефте- и
газотранспортную систему республики. Когда в
конце мая решение о создании национальной
компании «Транспорт нефти и газа» было
обнародовано, в Астане состоялась
пресс-конференция. Представители СМИ и
встретились с руководителями отрасли, которые не
скрывали своего удовлетворения. Так,
вице-президент «Казтрансойла» Каиргельды
Кабылдин заявил, что такой шаг вызван
необходимостью повышения эффективности
управления работой системы магистральных
нефтегазопроводов. Основными направлениями
деятельности новой компании будет разработка
проектов по транспортировке углеводородного
сырья, подготовка технико-экономических
обоснований и рабочих проектов по поставкам
нефти и газа на внутренний и внешний рынки.
Оправдались ли эти ожидания? Пока
ответить на такой вопрос сложно. Слишком мало
времени прош ло, чтобы в полной мере произошли
какие-либо сдвиги. Однако кое- что уже успело
проявиться. Например, достигнута договоренность
с российской стороной о подписании соглашения по
транзиту казахстанской нефти через территорию
северного соседа сроком на пять лет. Раньше такие
договоренности действовали лишь на один год.
Или взять внутреннее обеспечение
нашей страны бытовым газом. Объединение
региональных сетей «под одну руку»
стабилизирует общую ситуацию в этой сфере. И,
похоже, столь привычные всем нам за последние
годы перебои со снабжением голубым топливом
уходят в прошлое. Во всяком случае, вытеснение из
Актюбинской и Коcтанайской областей российского
поставщика газа - компании «Итера» - показал, что
казахстанские операторы действуют ничуть не
хуже. К тому же, со своими всегда легче
договориться, а это тоже немаловажно.
Остается надеяться, что эти успехи
будут иметь продолжение. Ведь все мы привыкли
рассчитывать на лучшее.
Куаныш АЛИБЕКОВ |