b-m-1.jpg (2293 bytes)

b_m.jpg (5951 bytes)


№ 8 (74). 23 ОКТЯБРЯ 2001 года

ГЛАВНАЯ АРХИВ ПОЧТА НАШИ АВТОРЫ ПЕРЕВОДЧИК ПОГОДА ЮМОР ПОИСК


ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИС?

ДЕСЯТИЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ

И все-таки - оптимизм!

Газета БМ предлагает вниманию своих читателей социологическое исследование, посвященное 10-летию независимости РК. Здесь приводятся данные, полученные в ходе опроса 1453 человек из всех областей Казахстана.

     Основной направленностью исследования стали два момента: восприятие респондентами своей страны как суверенного государства и гипотетическая возможность ее возвращения в «исходное состояние». Кроме того, изучался вопрос адаптированности населения в условиях переходного периода.
     Подавляющее большинство опрошенных - 90,4% - признают: утверждение нашей государственной независимости состоялось. Важным является и то, что по наиболее существенным дифференцирующим признакам респондентов - возрасту, полу и образованию - различия в показателях весьма незначительны, что фактически означает достаточно высокую степень единства позиций у граждан страны по этому вопросу.
Обращают на себя внимание различия в оценках в зависимости от национальности респондента. Но они имеют объективную природу: титульная нация обязана быть системообразующим фактором любой государственной суверенности.
     Еще один интересный момент: среди работающих в государственном секторе более высок удельный вес тех, кто полностью признает суверенность Казахстана.
     В то же время признание суверенитета РК нельзя считать убедительной характеристикой зрелости социально-политических установок населения. Это наглядно подтверждается тем, как оценивали респонденты возможность возвращения страны к дореформенному состоянию ( таблица №2). Получается, что пятая часть опрошенных, даже будучи уверенной в независимом статусе РК, допускают вероятность возврата к временам СССР. В целом только чуть более половины респондентов (56,6%) твердо убеждены в необратимости событий 1991 года.
При этом оказалось, что степень такой уверенности проявляется в зависимости от двух факторов - образования и уровня доходов (чем выше и то, и другое, тем сильнее уверенность в невозможности возврата к прошлому).
     О том, как складывается в стране ситуация с адаптацией населения к новым реалиям жизни, можно судить по приведенным ниже показателям, в которых можно выделить два обстоятельства. С одной стороны, они хорошо согласуются с теми данными, которые были получены социологами по российской выборке. В частности, по замерам общественного мнения установлено, что 54% россиян считают, что они проиграли в результате проводившегося реформирования своей страны. И это созвучно тому, что 53,4% казахстанцев признают свою неприспособленность к новой жизни.Только 30% опрошенных присуща активная жизненная стратегия в новых реалиях, в то время как 50% не адаптировались к ним и не особенно стремятся к этому. При этом следует учесть, что каждый пятый из казахстанцев в данном вопросе не определился с ответом.
     Результаты опроса подтверждают выведенную социологами «формулу удовлетворенности жизнью» в условиях переходного общества, в которой основными обусловливающими ее факторами выступают возраст, образование и уровень доходов населения. В частности, адаптационный потенциал людей снижается с увеличением возраста: в возрастной группе 15-24 года «неприспособленные» составляют всего 31%, а среди лиц старше 60 лет - уже 77%. При этом наиболее резкие переходы в настроениях респондентов ощутимы на рубеже в 25 и 60 лет.
     Уровень образования дает такую картину «неприспособленности»: с высшим - 42%, со средним специальным и средним - соответственно 53,7% и 57,8%, неполным средним - 70,6%.
Еще более красноречивы мнения респондентов о своей адаптированности к новым реалиям в зависимости от уровня доходов. Оказалось, что удельный вес «неприспособленных» среди лиц с низкими доходами («испытывают трудности с приобретением продуктов и предметов первой необходимости» - в общей выборке их 50,4%) составляет 67,9%; со средними («для приобретения одежды, бытовой техники необходимо делать накопления в течение нескольких месяцев» - 47%) - 39,5%; с высокими доходами («для приобретения предметов роскоши, автомобиля и т. д. нужно делать накопления в течение нескольких месяцев» - 1,9%) - 11,1%.
Отметим также, что уровень адаптированности граждан к преобразованиям в определенной мере обусловлен местом проживания (среди горожан «неприспособленные» составляют 49,3%, сельчан - 56,9%), полом (мужчины лучше адаптируются к переменам, чем женщины - «неприспособленных» здесь соответственно 49,3% и 56,7%) и национальностью респондентов (среди казахов «неприспособленных» - 48,5%, русских - 58,5%, других национальностей - 58%).
     Указывая на относительно невысокую адаптированность населения к условиям переходного периода, следует хотя бы в общих чертах обозначить некоторые причины такого явления. Некоторую ясность в это вносит распределение оценок респондентов по поводу тех «помех», которые не позволяют людям сделать свою жизнь более достойной.
     Социологи уже приучены к тому, что при поиске ответственных за свою судьбу опрашиваемые склонны ставить во главу угла внешние обстоятельства, и это было довольно типичным проявлением советской ментальности. Не стали исключением и результаты данного опроса.
     Анализ проблем адаптированности населения к новым реалиям будет неполным, если не затронуть этот вопрос с позиций оценки респондентами своих ближайших перспектив.
     В общем, всем нам, казахстанцам, какими бы разными не были, есть о чем подумать.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ БИС?

От «коммуналки» - до суверенитета

Приближающееся десятилетие независимости Казахстана заставляет вспомнить и о другом, тесно связанном с юбилейной датой событии. Именно столько лет назад республики бывшего СССР, как жильцы огромной «коммуналки», разъехались по отдельным квартирам и стали обустраивать собственную суверенную жилплощадь. На обломках Советского Союза возникло новое политическое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ), в состав которого вошла и наша республика.

Сегодня есть повод подвести некоторые итоги почти десятилетней истории существования Содружества и оценить его дальнейшие перспективы. К сожалению, приходится признать, что тогда, в начале 90-х, сама идея создания СНГ была в большей мере данью привычке к длительному совместному проживанию и стереотипам «коммунального сообщества». Объединиться - объединились, однако практические основы межгосударственного взаимодействия и механизмы его реализации оказались непроработанными. Потому-то все политические мероприятия по вопросам активизации жизнедеятельности СНГ свелись к бюрократическим манипуляциям, мало отвечающим интересам и чаяниям простых людей, а само Содружество постепенно превратилось в полуэфемерное, малоэффективное и достаточно неустойчивое образование.
     Но, как бы там ни было, от того факта, что тесная интеграция стран - наследниц республик бывшего Союза необходима, нам никуда не деться. Создание единого экономического, информационного, культурного и других подобных пространств на территориях государств, располагающихся в одном географическом регионе, - объективный процесс, задаваемый нынешним вектором общечеловеческого развития. Не можем мы игнорировать и исторические предпосылки: почти 70-летнее сосуществование в составе единого Союза связало наши народы тысячами невидимых нитей.
     Это означает, что СНГ должно быть сохранено. Но выстраивать его надо не на декларативной основе, а на согласовании интересов стран-участниц в решении реальных проблем. Первые шаги в этом направлении при активном участии Казахстана уже сделаны. Таможенный союз преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕЭС), создан Антитеррористический центр, подписан Договор о коллективной безопасности.
Однако за действиями политических стратегов и комментариями аналитиков как-то теряется один существенный момент - «живой отзвук» людских мнений и оценок, высказываемых по поводу перспектив сотрудничества с бывшими соседями по союзной коммуналке, сохранения былого единства и общности.
     Именно этими соображениямипродиктован недавний социологический опрос жителей южной столицы. В ходе уличного интервью выяснялось мнение алматинцев по поводу следующих проблем:
1) В каких странах СНГ процессы обустройства новой жизни идут, с одной стороны, лучше, а с другой - хуже, чем в Казахстане?
2) С какими из стран Содружества национальные интересы Казахстана совпадают, а с какими отличаются определенной конфликтностью, наличием противоречий?
3) С какими из стран СНГ Казахстану наиболее выгодно сотрудничать?
     Всего было опрошено 1300 человек.
     Безусловным лидером по всем показателям здесь является Россия. Это- единственная из республик СНГ, которая, по мнению большинства опрошенных, опережает Казахстан в качестве и успешности осуществляемых преобразований. Вероятно, немаловажную роль сыграли последние инициативы президента В. Путина: повышение зарплаты бюджетникам и увеличение размера пенсий, разработка проекта пенсионной реформы, более «мягкой», нежели ее казахстанский вариант. На фоне кризиса социальной сферы в Казахстане эти мероприятия создают своеобразный «эффект позитивного ореола» вокруг всех преобразований, осуществляемых в России.
     По другим показателям (согласованность интересов и выгодность сотрудничества) Россия также сохраняет ведущие позиции. Что это - стереотипность ее восприятия в роли «старшего брата», определенная схожесть в процессах преодоления трудностей переходного периода или же традиционно испытываемое почтение к соседу, обладающему более богатыми ресурсами? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно, однако факт остается фактом: в восприятии наших соотечественников Россия является наиболее выгодным и желательным партнером для Казахстана среди других стран СНГ.
     Второе место для наших граждан в общем рейтинге стран Содружества - если брать во внимание только положительные оценки - занимает Узбекистан. Близкое соседство, хороший экономический потенциал, наличие давних культурных, политических и хозяйственных связей - все это создает ему образ страны, которая притягательна для Казахстана с точки зрения развития добрососедских отношений. Но, вместе с тем, стоит обратить внимание на то, что в оценках по поводу согласованности наших общих интересов отрицательные мнения преобладают над положительными. Похоже, не прошли даром «газовые» и «водные» распри, особенно ощутимые для жителей Алматы и южных регионов Казахстана, а также периодически возникающие обострения в пограничных вопросах.
     Среди наших непосредственных соседей Кыргызстан и Таджикистан, как считают респонденты, менее всего преуспели в преобразованиях переходного периода. Вместе с тем, у Кыргызстана второе место среди стран СНГ по согласованности наших национальных интересов и третье - по выгодности для нас сотрудничества с ним. Чего не скажешь о Таджикистане: по всем показателям отношение к этой республике, как возможному партнеру, у казахстанцев весьма прохладное (хотя потенциал конфликтности взаимоотношений оценивается невысоко). Таджикистан, скорее всего, воспринимается как потенциальный источник нестабильности в регионе, прибежище международного терроризма и наркоторговли.
     Две весьма заметные в бывшем СССР республики - Украина и Беларусь - сохраняют в массовом сознании казахстанцев определенную притягательность с точки зрения согласованности интересов и выгодности сотрудничества с ними (хотя по успешности проводимых в них преобразований они оцениваются довольно низко). Анализ результатов опроса также показал, что представители русской национальности более благожелательны в оценках славянских стран, казахской - азиатских. Можно предполагать, что среди респондентов казахской национальности сильнее выражена озабоченность состоянием дел именно в своем регионе.
     Остальные страны СНГ в представлениях респондентов слабо ассоциируются с их участием и какой-либо ролью в жизни Казахстана. Очевидная причина этого - территориальная удаленность и слабый экономический потенциал, явно не сопоставимый с нашим и в силу этого не представляющий интереса для партнерских отношений в рыночных реалиях.
Теперь о некоторых общих тенденциях, проявившихся в ходе оценок алматинцев.
По критерию «качество реформирования страны» отмечается признание респондентами высокого статуса Казахстана среди стран Содружества (уступаем мы только России). Каждый десятый из опрошенных признает безусловное лидерство нашей республики в успешности решения задач переходного периода.
     Опрашиваемые оказались намного более активны в своих высказываниях по поводу «выгодности сотрудничества» и менее - в отношении «взаимной согласованности интересов». Это означает, что в массовом сознании казахстанцев сам факт существования СНГ воспринимается в его активно-деятельностной форме. Иными словами, важны не столько отношения добрососедства, взаимного согласия и их декларативное оформление, сколько конкретные и деловые взаимоотношения в сфере взаимных интересов, в решении важных для всех государств вопросов.
     В оценках респондентов прослеживается рациональный и прагматичный подход к выбору приоритетов в связях со странами Содружества. По части согласованности национальных интересов и выгодности сотрудничества предпочтение отдается тем из них, которые обладают достаточно высоким экономическим потенциалом и/или непосредственно граничат с Казахстаном - России, Узбекистану, Украине, Беларуси, Кыргызстану.
     Таким образом, на уровне общественного сознания закрепились твердые установки на дальнейшее развитие и активизацию интеграционных процессов внутри СНГ и понимание того, что сотрудничество - наиболее оптимальный путь устранения возникающих разногласий и решения общих для всех государств Содружества проблем.
     (В этих материалах БМ использованы данные социологических исследований независимой компании «Комкон-2 Евразия»)

Hosted by uCoz