От «коммуналки» -
до суверенитета
Приближающееся десятилетие
независимости Казахстана заставляет вспомнить и
о другом, тесно связанном с юбилейной датой
событии. Именно столько лет назад республики
бывшего СССР, как жильцы огромной «коммуналки»,
разъехались по отдельным квартирам и стали
обустраивать собственную суверенную жилплощадь.
На обломках Советского Союза возникло новое
политическое образование - Содружество
Независимых Государств (СНГ), в состав которого
вошла и наша республика.
Сегодня есть повод подвести некоторые итоги
почти десятилетней истории существования
Содружества и оценить его дальнейшие
перспективы. К сожалению, приходится признать,
что тогда, в начале 90-х, сама идея создания СНГ
была в большей мере данью привычке к длительному
совместному проживанию и стереотипам
«коммунального сообщества». Объединиться -
объединились, однако практические основы
межгосударственного взаимодействия и механизмы
его реализации оказались непроработанными.
Потому-то все политические мероприятия по
вопросам активизации жизнедеятельности СНГ
свелись к бюрократическим манипуляциям, мало
отвечающим интересам и чаяниям простых людей, а
само Содружество постепенно превратилось в
полуэфемерное, малоэффективное и достаточно
неустойчивое образование.
Но, как бы там ни было, от того факта,
что тесная интеграция стран - наследниц
республик бывшего Союза необходима, нам никуда
не деться. Создание единого экономического,
информационного, культурного и других подобных
пространств на территориях государств,
располагающихся в одном географическом регионе,
- объективный процесс, задаваемый нынешним
вектором общечеловеческого развития. Не можем мы
игнорировать и исторические предпосылки: почти
70-летнее сосуществование в составе единого Союза
связало наши народы тысячами невидимых нитей.
Это означает, что СНГ должно быть
сохранено. Но выстраивать его надо не на
декларативной основе, а на согласовании
интересов стран-участниц в решении реальных
проблем. Первые шаги в этом направлении при
активном участии Казахстана уже сделаны.
Таможенный союз преобразован в Евразийское
экономическое сообщество (ЕЭС), создан
Антитеррористический центр, подписан Договор о
коллективной безопасности.
Однако за действиями политических стратегов и
комментариями аналитиков как-то теряется один
существенный момент - «живой отзвук» людских
мнений и оценок, высказываемых по поводу
перспектив сотрудничества с бывшими соседями по
союзной коммуналке, сохранения былого единства и
общности.
Именно этими
соображениямипродиктован недавний
социологический опрос жителей южной столицы. В
ходе уличного интервью выяснялось мнение
алматинцев по поводу следующих проблем:
1) В каких странах СНГ процессы обустройства
новой жизни идут, с одной стороны, лучше, а с
другой - хуже, чем в Казахстане?
2) С какими из стран Содружества национальные
интересы Казахстана совпадают, а с какими
отличаются определенной конфликтностью,
наличием противоречий?
3) С какими из стран СНГ Казахстану наиболее
выгодно сотрудничать?
Всего было опрошено 1300 человек.
Безусловным лидером по всем
показателям здесь является Россия. Это-
единственная из республик СНГ, которая, по мнению
большинства опрошенных, опережает Казахстан в
качестве и успешности осуществляемых
преобразований. Вероятно, немаловажную роль
сыграли последние инициативы президента В.
Путина: повышение зарплаты бюджетникам и
увеличение размера пенсий, разработка проекта
пенсионной реформы, более «мягкой», нежели ее
казахстанский вариант. На фоне кризиса
социальной сферы в Казахстане эти мероприятия
создают своеобразный «эффект позитивного
ореола» вокруг всех преобразований,
осуществляемых в России.
По другим показателям
(согласованность интересов и выгодность
сотрудничества) Россия также сохраняет ведущие
позиции. Что это - стереотипность ее восприятия в
роли «старшего брата», определенная схожесть в
процессах преодоления трудностей переходного
периода или же традиционно испытываемое
почтение к соседу, обладающему более богатыми
ресурсами? Однозначный ответ на этот вопрос дать
трудно, однако факт остается фактом: в восприятии
наших соотечественников Россия является
наиболее выгодным и желательным партнером для
Казахстана среди других стран СНГ.
Второе место для наших граждан в
общем рейтинге стран Содружества - если брать во
внимание только положительные оценки - занимает
Узбекистан. Близкое соседство, хороший
экономический потенциал, наличие давних
культурных, политических и хозяйственных связей
- все это создает ему образ страны, которая
притягательна для Казахстана с точки зрения
развития добрососедских отношений. Но, вместе с
тем, стоит обратить внимание на то, что в оценках
по поводу согласованности наших общих интересов
отрицательные мнения преобладают над
положительными. Похоже, не прошли даром
«газовые» и «водные» распри, особенно ощутимые
для жителей Алматы и южных регионов Казахстана, а
также периодически возникающие обострения в
пограничных вопросах.
Среди наших непосредственных
соседей Кыргызстан и Таджикистан, как считают
респонденты, менее всего преуспели в
преобразованиях переходного периода. Вместе с
тем, у Кыргызстана второе место среди стран СНГ
по согласованности наших национальных интересов
и третье - по выгодности для нас сотрудничества с
ним. Чего не скажешь о Таджикистане: по всем
показателям отношение к этой республике, как
возможному партнеру, у казахстанцев весьма
прохладное (хотя потенциал конфликтности
взаимоотношений оценивается невысоко).
Таджикистан, скорее всего, воспринимается как
потенциальный источник нестабильности в
регионе, прибежище международного терроризма и
наркоторговли.
Две весьма заметные в бывшем СССР
республики - Украина и Беларусь - сохраняют в
массовом сознании казахстанцев определенную
притягательность с точки зрения согласованности
интересов и выгодности сотрудничества с ними
(хотя по успешности проводимых в них
преобразований они оцениваются довольно низко).
Анализ результатов опроса также показал, что
представители русской национальности более
благожелательны в оценках славянских стран,
казахской - азиатских. Можно предполагать, что
среди респондентов казахской национальности
сильнее выражена озабоченность состоянием дел
именно в своем регионе.
Остальные страны СНГ в
представлениях респондентов слабо
ассоциируются с их участием и какой-либо ролью в
жизни Казахстана. Очевидная причина этого -
территориальная удаленность и слабый
экономический потенциал, явно не сопоставимый с
нашим и в силу этого не представляющий интереса
для партнерских отношений в рыночных реалиях.
Теперь о некоторых общих тенденциях,
проявившихся в ходе оценок алматинцев.
По критерию «качество реформирования страны»
отмечается признание респондентами высокого
статуса Казахстана среди стран Содружества
(уступаем мы только России). Каждый десятый из
опрошенных признает безусловное лидерство нашей
республики в успешности решения задач
переходного периода.
Опрашиваемые оказались намного
более активны в своих высказываниях по поводу
«выгодности сотрудничества» и менее - в
отношении «взаимной согласованности интересов».
Это означает, что в массовом сознании
казахстанцев сам факт существования СНГ
воспринимается в его активно-деятельностной
форме. Иными словами, важны не столько отношения
добрососедства, взаимного согласия и их
декларативное оформление, сколько конкретные и
деловые взаимоотношения в сфере взаимных
интересов, в решении важных для всех государств
вопросов.
В оценках респондентов
прослеживается рациональный и прагматичный
подход к выбору приоритетов в связях со странами
Содружества. По части согласованности
национальных интересов и выгодности
сотрудничества предпочтение отдается тем из них,
которые обладают достаточно высоким
экономическим потенциалом и/или непосредственно
граничат с Казахстаном - России, Узбекистану,
Украине, Беларуси, Кыргызстану.
Таким образом, на уровне
общественного сознания закрепились твердые
установки на дальнейшее развитие и активизацию
интеграционных процессов внутри СНГ и понимание
того, что сотрудничество - наиболее оптимальный
путь устранения возникающих разногласий и
решения общих для всех государств Содружества
проблем.
(В этих материалах БМ использованы
данные социологических исследований
независимой компании «Комкон-2 Евразия») |