• ЖУРНАЛИСТСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Нина САВИЦКАЯ:
И ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ -
НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ... КАКАЯ МЕЛОЧЬ!
Этот материал
завершает предыдущую статью «Мины, заложенные на
телекоммуникационном рынке», опубликованную две
недели назад нашей газетой. Речь в ней шла о
попрании государственных интересов
экс-министром транспорта и коммуникаций Сериком
Буркитбаевым в бытность его президентом ОАО
«Казахтелеком». Фигурировали и его идейные
вдохновители, в частности, экс-премьер
казахстанского правительства г-н Кажегельдин.
Срок со дня выхода газеты в политическое
межсезонье прошел небольшой, но, судя по звонкам
в редакцию и письмам граждан, обратная связь с
абонентами Казахтелекома установлена. Одно из
наиболее ярких писем, г-на Тихонова, полковника в
отставке, мы публикуем. И ответ автора «Мин…» на
него.
Логическое же завершение темы - в
руках заинтересованных в соблюдении
государственных интересов лиц. В том числе и
Алматинской городской прокуратуры, где ведется
расследование деяний г-на Буркитбаева и К°.
Письмо рассерженного респондента
Здравствуйте, Нина Савицкая!
Пишет Вам серьезный
человек, полковник в отставке. Ваши материалы
читаю давно. Я и мои коллеги наблюдали, как Вы
защищали Ивана Худенко, которого пресса пыталась
реабилитировать много лет и безрезультатно. Даже
у московских журналистов ничего не вышло. А все
потому, что Вы странным образом как-то додумались
повернуть сторону защиты не на хозяйственные
дела, а на исполнение законов. И доказали, что и в
Советском Союзе законы были хорошие, но они не
исполнялись. Таким образом Худенко (посмертно) и
его товарищи были реабилитированы.
Я сам участвовал в задержании
Княгинина Александра из Семипалатинска. Ему
сначала шла «вышка», но Ваши материалы и статьи
других журналистов появились в центральной
печати, и суд стал постепенно снижать меру
осуждения до 10, до 6 и, наконец, до 4 лет. Здесь Вы
пошли не таким путем, как при защите Худенко, а
наоборот, доказав наличие экспериментального
производства, перевели всю защиту в
хозяйственный пласт и снова выиграли. Это все я
вспоминаю, чтобы Вам было понятно, что я давно,
лет 20, наверное, если не больше, читаю Ваши статьи.
…За газетой «БМ» слежу с ее
первого номера. И мне сразу не понравилось, что в
Ваших материалах существуют все те же
диссидентские нотки, какие были при Советской
власти.
Уважаемая Нина! Возьмитесь за
ум. Наш Президент проводит реформы, а Вы ему
мешаете. Когда назначили Серика Буркитбаева
президентом Казахтелекома, это означало, что
прежнее руководство не справилось с работой.
Нового президента нужно было поддержать, помочь
ему. А Ваша газета и лично Вы писали
страсти-мордасти. И будто он шпион и торгует
государственными секретами, и разворовал
Казахтелеком, и поувольнял людей. Если бы это
было правдой, то телефоны бы не работали.
Увольнял людей из-за раздутости штатов - это и
дураку понятно. А как он может выдавать гостайны,
если он, как министр, клялся Президенту
Назарбаеву стоять на страже интересов страны.
Сегодня все еще идет передел собственности,
наверное, кому-то из олигархов нужны линии
телекоммуникаций, и они хотят сами распоряжаться
государственным пакетом, а Буркитбаев им мешал
это сделать. Я думаю, Вас обманули, дали
неправильное направление, раньше Вашими
материалами ЦК КПК руководил, а сегодня - Вы сами.
И избрали неправильную линию. Подумайте над
словами офицера. Мне уже 76 лет, я знаю жизнь, а Вы -
нет. У Буркитбаева было много планов, он человек -
открытый, рассказывал о них по телевизору и в
газетах, я сам видел и читал. А сегодняшнее
руководство, которым Буркитбаева заменили, трех
слов не может связать. Интриги, знаете ли, бывают.
Если бы у Буркитбаева и вправду были ошибки на
работе, его бы не назначили советником
Назарбаева. Советник - это выше, чем командовать
Казахтелекомом и быть отраслевым министром. Вам
надо поискать реабилитирующие документы на
Буркитбаева, Вы это умеете делать, я знаю, а не
копать под него. Время ведь не простит и рассудит.
Тихонов Иван
(Орфография и стиль автора сохранены, письмо
публикуется без купюр).
Уважаемый господин Тихонов!
Благодарю Вас за такое
замечательное письмо. Сожалею, что Вы читали не
все материалы, опубликованные на полосах «БМ», а
больше пользовались другими источниками,
возносящими менеджерский и научный талант
Серика Минаваровича Буркитбаева. Вы сами пишете,
что Вы человек серьезный, и, думаю, внимательно
прочтете все материалы этого номера, касающиеся
деятельности ОАО «Казахтелеком». Это Вам, думаю,
позволит несколько изменить свою точку зрения.
Постараюсь Вас разубедить в Ваших заблуждениях
языком цифр и документов.
Вы говорите: «Время… не простит
и рассудит». Совершенно с Вами согласна: всему
судья Бог. И я не сужу г-на Буркитбаева по его
поступкам и делам. Это прерогатива судей и
Всевышнего. Моя задача, журналиста, показать,
какие были допущены перекосы в стратегической
отрасли, для того, чтобы можно было восстановить
экономический баланс, во-первых, и трудовую честь
тех, кто изо дня в день обслуживает нас с вами,
оказывая телекоммуникационные услуги, во-вторых,
и в-третьих - предотвратить возможную утечку
государственных секретов.
Господин Тихонов, Вы человек
военный и знаете, что информационное оружие - это
оружие средств несанкционированного доступа и
выведения из строя электронных систем
управления. Поэтому необходимо уделить особое
внимание защищенности каналов, предназначенных
для передачи особо секретной информации.
В странах СНГ самой закрытой
спецслужбой является Федеральное агентство
правительственной связи и информации (ФАПСИ)
России. В штате этого ведомства много ученых:
математиков, электронщиков, физиков и
профессионалов связи. Они заняты глобальной
радиоэлектронной разведкой, криптографией,
обеспечением тайны переговоров по спецсвязи.
Пока в стране нет собственного
производства, чтобы не оказаться заложником
иностранных спецслужб, а также для
предотвращения утечки информации с электронных
средств связи необходимо пользоваться только
продукцией фирм, получивших лицензию ФАПСИ и
сертифицировавших свои средства криптозащиты,
как было и раньше, во время существования СССР, а
«Нурсат», обслуживая правительственные линии, во
времена «буркитбаевщины» пользовался
иностранным несертифицированным оборудованием.
О чем это говорит?
Сообщения о тотальном контроле
американских спецслужб за информацией,
передаваемой по электронным каналам, находят
подтверждение и в Европейском парламенте, и в
мировой прессе. Как пишет газета «Интерфакс -
АиФ», темой для недавнего обсуждения стала одна
из самых современных шпионских сетей - ECHELON
(«ЭШЕЛОН»). Вся информация, полученная по этой
сети, тщательно изучается американским
агентством национальной безопасности (АНБ).
Мы, вроде, тоже об этом знаем. И
связисты, и правительственные чиновники, и
парламентарии. Однако, когда между КНБ РК и АО
«Казинформтелеком» (частная фирма) заключается
соглашение о совместной деятельности и позже,
когда АО «Казинформтелеком» и ряд других частных
и иностранных компаний создают «Нурсат»,
которому передается обслуживание
правительственных, в т. ч. и закрытых связей, ни у
кого не возникает вопроса «Почему?». Наверное,
потому, что инициатором и руководителем этих
частных фирм был именно г-н Буркитбаев, умеющий
говорить очень красочно, вдохновенно, хотя и не
всегда понятно. Другого ответа, почему долгое
время для «Нурсата» горел зеленый свет, по
крайней мере у меня, нет.
Общая динамика изменения
финансового состояния ОАО «Казахтелеком»
сводилась к следующему: в период 1996-1998 гг. доходы
компании упали, расходы значительно возросли.
Так, согласно балансу компании
за 1996 г., доход ОАО «Казахтелеком» составлял
почти 28 млрд. тенге. Этот доход был начислен по
кассовому методу, т. е. отражал только реально
полученные компанией деньги, и при этом - по
старым (гораздо более низким, чем сейчас) тарифам.
В 1998 г. компания уже работала по методу
начисления и учитывала все потенциально
получаемые доходы. Были сделаны корректировки в
тарифах, в том числе и на инфляцию. Однако после
всех корректировок в бюджет компании были
заложены доходы лишь в объеме около 23 млрд. тенге.
Согласно бюджету ОАО
«Казахтелеком» на 1998 год, сверстанному совместно
со специалистами DAEWOO, дефицит средств компании
на 1998 год составлял более 9 млрд. тенге при
доходах по всей компании около 23 млрд. и расходах
около 32 млрд. При традиционном недополучении
компанией 30-40% доходов дефицит должен был вырасти
до 15-18 млрд. тенге.
Суммы доходов и расходов были
очень точно просчитаны департаментами
Казахтелекома на основе мощности имеющегося
оборудования, планируемого развития, реального
абонентского состава, объемов необходимого
финансирования эксплуатационной деятельности,
заключенных договоров и различного рода
обязательств, по которым нужно было платить в 1998
году.
Для того, чтобы скрыть реальное
финансовое положение компании, в бюджет стали
вводить весьма призрачные поступления от
операций с евробондами (9,8 млрд. тенге) и
различных будущих кредитов (5,7 млрд. тенге). На
бумаге бюджет вроде положительный, однако
бедственное положение компании стало
проявляться все сильнее. А полная централизация
всех доходов отразилась негативно на дальнейшем
состоянии компании. Руководители филиалов
абсолютно потеряли интерес к работе, так как их
лишили возможности решать хоть какие-то вопросы
развития подведомственных им предприятий связи.
Сформированный подробный бюджет обнажил
громадные проблемы Казахтелекома. В конце концов
президентом компании и руководством DAEWOO данная
версия бюджета была спрятана под сукно.
Ситуацию в компании сильно
усложнили различного рода кредиты. Некоторые из
них были направлены на полный выкуп совместных
предприятий Декател (Казахтелеком - Deteline,
Германия) и Сател (Казахтелеком - Телстра,
Австралия). Эти предприятия, приносившие
Казахтелекому большую долю прибыли, были
парализованы и практически искусственно и
полностью разрушены. Ранее в учредительном
договоре с Deteline (Дойчетелеком) присутствовала
очень важная для Казахстана деталь - немецкая
сторона в расчетах с казахстанской стороной
обязалась в течение десяти лет держать расчетную
ставку 4 марки/минута. После прекращения
деятельности расчетная ставка уменьшена
немецкой стороной вчетверо. Трафик на Германию
является самым большим в общем потоке каналов
международной связи. После выкупа Декател
Казахтелеком стал по этим направлениям получать
дохода меньше, чем в то время, когда он владел
лишь частью СП. К тому же, часть корпоративных
бизнес-клиентов и дохода этих СП попали не к
Казахтелекому, а к «Нурсату» и
Казинформтелекому. А вот на покупку Сател у
Казахтелекома уже не достало денег, и он просто
объявил о своем выходе из состава учредителей. СП
рассыпалось. Таким образом, в угоду «Нурсату» и
Казинформтелекому были испорчены отношения с
крупнейшими международными
телекоммуникационными компаниями -
Дойчетелекомом и Телстрой.
Развал некоторых СП повлиял на
рост трафика и, соответственно, доходов АО
«Нурсат». «Нурсат», кроме спутникового доступа
для осуществления международного трафика, имел и
имеет прямой доступ к сети телекоммуникаций
общего пользования (СТОП) ОАО «Казахтелеком», что
является грубейшим нарушением «Положения о
порядке подключения операторов к СТОП». Согласно
этому положению, ни один оператор, имеющий доступ
к международному трафику, не владеет правом на
подключение к СТОП. «Нурсат» в настоящее время
имеет по всем показателям приоритетные по
сравнению с другими операторами условия
подключения к СТОП (в том числе и финансовые
условия).
Да, в этот период техническое
состояние Казахтелекома оставляло желать много
лучшего. Тогдашнее руководство творило по
принципу «после меня хоть потоп». Именно поэтому
процветали компании, находящиеся под личной
опекой руководства телекоммуникационной
отрасли. Но нужно было думать и о государственной
компании. И о ее долгах.
Тогда один из кредитов был взят
в лондонском отделении DAEWOO для погашения
германского кредита. После погашения очередного
транша германского кредита Казахтелеком
задолжал ту же сумму, но со значительными
процентами, теперь уже корпорации DAEWOO.
Корпорация DAEWOO, купившая в
мае 1997 г. 40% голосующих акций Казахтелекома и
взявшая на себя обязательства инвестирования 1
млрд. $, уже в январе 1998 г. искала возможность уйти
из Казахтелекома. К тому времени DAEWOO успела
сделать поставки своего оборудования и
автомобилей в Казахтелеком на несколько
миллионов долларов по завышенным ценам и весьма
сомнительного качества. Корейские телефонные
станции, поставленные в Казахтелеком, на момент
поставки не имели сертификатов качества. Кроме
того, по этим станциям возникла проблема
стыковки с существующим оборудованием, так как
они не были адаптированы к нашим условиям.
Большинство этих станций толком не работают и в
настоящее время. Затраты же, произведенные на их
покупку, были включены в тарифы Казахтелекома на
услуги связи. Автомобили DAEWOO Damas обошлись
Казахтелекому более чем в 8 000 долларов каждый, а
всего более чем в 1 100 000 долларов. При такой
большой оптовой покупке автомобилей (300 штук)
корпорацией DAEWOO, естественно, предусматривались
большие скидки, странным образом не отразившиеся
в показываемой цене.
В основном все большие и
сомнительные покупки и заказы на строительство
велись через специально созданные для этой цели
подразделения Казахтелекома -
эксплуатационно-хозяйственное объединение (ЭХО)
и дирекцию по строительству объектов
телекоммуникаций (ДСТИ), руководителями которых
были назначены исключительно преданные С.
Буркитбаеву люди.
В августе 1997 г. между
Казахтелекомом и DAEWOO был заключен кабальный для
Казахтелекома договор о сервисных услугах. По
этому договору за свою работу в Казахтелекоме
сотрудники DAEWOO, кроме заработной платы, получили
еще и более 2 млн. долларов, по 200-250 тысяч долларов
США каждый иностранный работник, не считая
понесенных Казахтелекомом больших расходов по
их проживанию и командировкам, причем деньги
платились и за отсутствующих сотрудников. И даже,
что интересно, в этом договоре, кроме всего
прочего, указывалось: «ДЭУ предоставит
необходимые… услуги, включая политическую и
практическую деятельность…».
Что это за политические услуги,
которыми манкирует иностранная держава? В общем,
для Казахтелекома это было инвестированием
«наоборот».
А в январе 1998 г. Буркитбаев пошел
на сознательный обман правительства, представив
на совещание, посвященное иностранным
инвестициям, справку об инвестициях DAEWOO. В нее
были включены суммы заключенных договоров на
покупку у корейской стороны различного
оборудования. Эти затраты ни в коем случае нельзя
считать иностранными инвестициями.
Государству нанесен огромный
моральный и материальный урон, оцениваемый в
десятки миллионов долларов.
В феврале 1998 г. корпорация DAEWOO
продала свои акции без выполнения
инвестиционных обязательств. В марте президент
Казахтелекома уже имел на руках официальный
реестр акционеров ОАО «Казахтелеком», в котором
отсутствовала корпорация DAEWOO, однако вплоть до
лета он везде утверждал, что корпорация DAEWOO
является акционером и стратегическим инвестором
Казахтелекома. Заявил он об этом и на совещании
РСС (региональное содружество связи стран СНГ) в
мае 1998 года. Что крылось за этой мистификацией?
Неловкость от того, что широко
разрекламированный проект века рассыпался, или
нечто иное?
…Президента Казахтелекома
всегда отличало нежелание подписывать
какие-либо бумаги, влекущие за собой какую-либо
ответственность.
Так, в частности, многие
указания по тем или иным финансовым вопросам он
давал устно и не ставил своей подписи на
финансовых документах (например, в еженедельных
графиках платежей, квартальных бюджетах,
договорах и т. д.), на которых обязан был
расписываться или отклонять данный документ.
Таким образом, в период присутствия DAEWOO в
Казахтелекоме все финансовые вопросы были
отданы на откуп главному финансовому директору
от корпорации DAEWOO Ом Х.С., что давало последнему
возможность приоритетно оплачивать счета
южнокорейской корпорации.
В 1997 г. в реестре акционеров -
владельцев привилегированных акций
Казахтелекома неожиданно появились два новых
акционера - С. Буркитбаев и Н. Барелко (помощник
президента). Откуда могли появиться 2500 новых
акций в то время, когда было объявлено, что
распределение их завершено и резерва больше нет?
Впрочем, объяснение этому есть. Шли повальные
увольнения работников связи. Многие оставались
без средств к существованию, руководство
Казахтелекома дало во все СМИ (кроме нашей
газеты) объявление о покупке привилегированных
акций. По бросовой, правда, цене. И люди, так и не
устроившиеся с работой, их продали. Кстати, на
одном из собраний, где рассматривались
неприятные для компании вопросы
привилегированных акций, С. Буркитбаев
принародно объявил, что хочет от своих акций
отказаться, но не сделал этого.
В Казахтелекоме хорошо
оплачивались счета на представительские расходы
руководства. При этом они тщательно
маскировались под накладные расходы головного
офиса. Очень большие средства расходовались на
ремонт и дорогую мебель. Ремонт заказывался
только определенной фирме, покупка мебели
проводилась в строго определенном магазине.
Значительные суммы шли и на поддержку имиджа.
А как отнестись к
такой вот, например, рекламе?
В период, когда С.Буркитбаеву
исполнилось сорок лет, бухгалтерией была
произведена оплата, равная по курсу того времени
10 000 долларам США, в неизвестную фирму для
проведения какого-то якобы совещания. Однако, как
выяснилось позже, эти деньги были потрачены на
«день рождения Серика Минаваровича». Может, это
только злые языки говорят? Хорошо бы
независимому аудиту заглянуть в документы.
Противостоять Серику
Минаваровичу было некому. Ибо он не только
стратег, но и тактик. Понимал, что
производственная деятельность Казахтелекома
курируется АО «Интел», и в любой момент возникнет
вопрос о «подведомственных частных компаниях» и
отчете по проведению государственной политики.
Поэтому Буркитбаев, объясняя это жизненной
необходимостью, стал добиваться передачи пакета
АО «Интел» Казахтелекому, однако получил отказ,
но не успокоился. Интел был дамокловым мечом. Вот
еще один документ: «…В банке данных АО «Интел»
накоплены сведения о сетях коммуникаций не
только Алматы, в частности, имеется полная база
всех телекоммуникационных сетей республики, а
также государственных органов, органов
правительственной связи, силовых структур
республики, многих министерств и ведомств. В
настоящее время АО «Интел» работает над
проектами телекоммуникаций для министерств и
ведомств в Астане, а также интеграции сетей
телекоммуникаций республики в мировую сеть. В
связи с этим Департаментом госимущества и
приватизации по согласованию с Министерством
финансов РК государственный пакет акций АО
«Интел» выставлен на коммерческий тендер со
следующими условиями:
сохранение профиля
деятельности в течение не менее 5 лет;
сохранение персонала в
количественном и качественном составе;
обеспечение секретности
документации, хранящейся в АО «Интел»…
Так и хочется спросить -
обеспечить секретность на время сохранения
профиля деятельности, т. е. тоже на пять лет?
В итоге за 60 млн. тенге
государственный пакет (100%) акций АО «Интел»,
стоящий по самым приблизительным оценкам как
минимум вчетверо дороже, продан ТОО «ТОКОМ»,
ранее неизвестному на телекоммуникационном
рынке и, по слухам, возглавляемому родственником
г-на Буркитбаева. Сказать, какой ущерб такими
действиями нанесен государству, вряд ли кто
сможет. Ведь в очередной раз все чертежи с
особенностями и тайнами секретных линий
оказались в частных руках. Новый Комитет по связи
и информатике, созданный в Минтранскоме, по
существу, равно как и Биллинг-центр (очередное
детище Серика Минаваровича, созданное с
нарушениями законов РК), не получили
соответствующей архивной базы.
Что на это можно сказать?
Еще в 1996 г. пять нобелевских
лауреатов из Америки направили правительству
Черномырдина открытое письмо, в котором
отметили, что «политика невмешательства
государства в экономику не оправдала себя.
Государство должно играть центральную,
координирующую роль в создании государственных
и частных организаций и учреждений,
обеспечивающих функционирование рыночной
экономики».
Но к этому времени булгаковская
Аннушка уже пролила свое масло, и постановление
правительства РК № 666 от 17 июня 1994 г. осталось не
просто нереализованным или проигнорированным, а
выполненным с учетом корыстно-ведомственных
интересов определенных лиц, т. е. с отступлениями
от заданного. Согласно этому постановлению,
между прочим, либерализация отрасли должна была
состояться в порядке, определенном Национальной
программой разгосударствления и приватизации в
РК еще на 1993-1995 гг. (II этап). К тому же, этим
постановлением предлагалось в п.4… обеспечить
защиту интересов РК и реализацию
государственной политики в области
телекоммуникаций; способствовать формированию и
развитию рынка, проведению антимонопольной
политики в сфере телекоммуникационных услуг…
Постоянно задаюсь вопросом,
есть ли орган, который контролирует выполнение
решений и постановлений правительства, Указов
Президента? Ведь мало создать хороший документ,
надо заложенное в нем еще и в практику претворить
достойно.
Ведь что мы сегодня видим?
Справедливое возмущение
депутатов по поводу отсутствия конкуренции на
рынке телекоммуникационных услуг, не всегда
соответствующее положенному качество
обслуживания, недостаток в технологиях и
оборудовании новейших типов, негодование
премьера по этому же поводу…
Справедливое возмущение, но
уж очень запоздалое. Еще пару-тройку лет можно
было бы многое из навороченного Буркитбаевым и
К° предотвратить. А теперь приходится лишь
констатировать негативные факты и отдельные
суммы ущерба, нанесенного государству. Хотя,
некоторые акции, как продажа Интела или
банкротство АСКБ «Алатау» и другие,
материальному подсчету просто не поддаются.
Эти действия отбросили
страну на много лет назад в технологическом
плане, отрицательно сказались на национальной
безопасности молодого государства. Ведь
открытость политики еще не означает допуска к
своим секретам всех и вся.
Так что хозяйство нынешнему
руководству как Министерства транспорта и
коммуникаций, так и Казахтелекома досталось
очень нелегкое. И рубить с плеча: министра в
отставку, назначим нового - вряд ли
позволительно.
Новых назначить и министра, и
президента отрасли связи - не проблема, но
сколько еще лет эти новые будут разбираться в
старых наворотах? Кто-нибудь на этот вопрос может
ответить? А он волнует многих. В том числе и
нашего сердитого респондента, г-на Тихонова,
думаю, теперь уже понявшего, что браться защищать
деяния г-на Буркитбаева - дело не слишком
благодарное. И вообще - неблагодарное.
Да, в древних Афинах
правильно рассуждали, что дабы был эффект от
деятельности верховного правителя и
управляющих, нужен не только прилюдный отчет, но
и анализ сделанного. Завалы в работе старой
команды не прикрывались мишурой, не прятались
под сукно, их устраняли. И тогда обоз с
«наломанными дровами» не обрастал новыми
наломами. Как это, не ровен час, может произойти в
нашем случае
|
+ |
- |
Не задумы-
вался |
иное |
1. Согласны ли Вы с
позицией отдельных депутатов, 10
обозначенной на прошлой сессии нижней палаты,
о преждевременном внедрении повременной
системы
учета телефонных разговоров? |
30 |
30 |
30 |
10 |
2. Если иное, что
именно? |
. |
. |
. |
Было чувство, что
депутаты боролись за себя, а не за своих
избирателей |
3. На чем оно
основывалось? Некорректная дискуссия. Только |
. |
. |
. |
2-3 депутата
задались вопросом, а готов ли Казахтелеком к
нововведе- нию технически. Другие
просто рва- ли на себе рубашки. |
4. Когда, по
Вашему мнению, связь работала
или работает лучше?
В 1990 г.
1996 г.
2001 г.
|
46
10
44 |
. |
. |
. |
5. От чего зависит
качество работы связи:
новейшие технологии
качество оборудования
качество менеджмента |
30
30
40 |
. |
. |
. |
6. Как вы оцениваете
качество менеджмента
в 1990 г.
1996 г.
2001 г. |
40
25
50 |
40
75
50 |
. |
. |
7. Повременка в
Алматы уже вводилась. Как это сказалось на Вашем
семейном бюджете? |
40 |
15 |
45 |
. |
8. Как Вы
отреагируете на введение повременки в
ближайшие три года? |
50 |
10 |
35 |
5 |
9. Если иное, что
именно?
|
|
|
|
а) Прежде чем вводить
что-то новое,нужно разъяснить населению плюсы и
минусы; б) Нужно создать высокое качество услуг,
чтобы вводить повре менку; в) Повременку нужно
вводить вместе с либерализацией рынка, чтобы был
выбор у покупателя услуг. |
|